«Росатом» подписал соглашение о сотрудничестве в области добычи и производства лития в Боливии. Этот металл необходим для производства аккумуляторных батарей и систем накопления энергии. Начало производства готовой продукции намечено уже в следующем году, выход на полную мощность должен состояться в 2027 году, заявил первый замгендиректора госкорпорации Кирилл Комаров.
«Росатом», который уже строит в Боливии Центр ядерных исследований и технологий, планирует участвовать там в создании полной цепочки добавленной стоимости коммерческого применения лития — от добычи до выпуска аккумуляторов. К тому же, как пишет РБК, «Росатом» строит в Калининградской области гигафабрику по производству аккумуляторных батарей для электромобилей, запуск которой запланирован на осень 2025 года.
Комментирует эксперт в сфере атомной энергетики Алексей Анпилогов:
Алексей Анпилогов эксперт в сфере атомной энергетики «Росатом» давным-давно уже диверсифицирует свой технологический портфель, у него есть разработки по сверхпроводимости, и по композитам, и по массе других высокотехнологичных отраслей. Ну и литий является достаточно ожидаемым выбором, потому что именно этот металл основной, который используется для аккумулирования электрической энергии, на производстве которой, напомню, как раз сконцентрированы ядерные реакторы «Росатома». Сейчас вопрос буферизаций и хранения электрической энергии очень важен с точки зрения «зеленого перехода», который рано или поздно, с моей точки зрения, произойдет во всем мире. И это транспортная энергия, то есть электромобили. А зарядку электромобилей очень неплохо осуществлять с помощью ядерных реакторов. Во-первых, это тоже экологичный источник энергии безуглеродной, во-вторых, это позволяет использовать реакторные мощности в круглосуточном режиме, поскольку электромобили заряжаются в основном в ночное время суток, как раз когда минимальная нагрузка на реакторы со стороны промышленности или населения. Почему Боливия? Во-первых, Боливия обладает крупнейшими запасами лития, это около 21 млн тонн. Для сравнения, во всей Российской Федерации во всех месторождениях не более 1 млн тонн. Второй момент, боливийский литий, пожалуй, обладает самой низкой себестоимостью добычи в мире, практически находятся на поверхности его залежи, и его добыча может осуществляться открытым способом. Металл пять лет назад стоил в районе 10-20 тысяч долларов за тонну, а вот в прошлом году стоимость этого металла выросла до 80 тысяч долларов за тонну. Можно ожидать, что даже в долгосрочной перспективе стоимость лития на мировом рынке не опустится ниже 15-20 тысяч долларов. Если учесть, что сейчас плановая себестоимость производства ливийского лития составляет около 4 тысяч долларов за тонну, можно сказать, что это очень и очень разумное и доходное вложение, которое позволит России и «Росатому» обеспечить себе очень достойную минеральную базу, причем на очень долгий период времени».
В то же время эксперты отмечают, что, несмотря на экономическую привлекательность проектов в Боливии, существуют значительные риски при транспортировке сырья через морские порты Чили и Аргентины.