«Денщики», галоши и работа усмарей. Изучаем выставку «Легкой поступью по мостовой»

В усадьбе Измайлово открылась выставка «Легкой поступью по мостовой». Здесь можно узнать об истории обуви в России с X по XXI век, а вместе с тем — об образе жизни и быте прошлого. Экспозиция состоит из двух разделов: археологического и культурологического. Кроме обуви, в залах представлены аксессуары, предметы быта и одежды, плакаты, фотографии и архивные документы. О самых любопытных экспонатах и интересных исторических фактах рассказала Наталья Полонникова, куратор выставки.

«Денщики», галоши и работа усмарей. Изучаем выставку «Легкой поступью по мостовой»
© Mos.ru

Кожа и немного шелка

Первый зал знакомит с археологической частью выставочного проекта. Камерная экспозиция буквально пропитана атмосферой Средневековья: здесь можно представить, как идешь по настоящей мостовой, взглянуть на торговый ряд с разной обувью, увидеть кожевенника и его мастерскую. Большинство предметов предоставил Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

В Средние века обувь была не только частью костюма, защищающей ноги владельца от холода, но и показателем достатка. Сапоги были и женской, и мужской обувью. Немногие знают, что именно с этой обувью связано известное выражение «на халяву». Дело в том, что голенище, называемое халявой, пришивалось к нижней части сапога отдельно, а потому сохранялось всегда гораздо лучше. Это позволяло экономить: бережливые люди со временем заменяли истрепавшуюся нижнюю часть с подошвой, пришивая голенище уже к новой. Так получался практически новый сапог.

Кроме них, в Средние века носили сандалии, туфли, поршни. Последние, похожие на лапти, считались самой простой, повседневной обувью. Наиболее дорогими были туфли — они часто имели резные накладки, а также подкладку из шелковых тканей.

Гладкая кожаная подошва сильно скользила, и передвигаться зимой по заснеженным улицам было сложно. Находчивые мастера использовали железные ледоходные шипы и чесноки с шипами, которые крепились к подошве. Как они выглядели, можно увидеть на выставке: здесь представлены образцы XI-XIII веков. Чтобы сохранить тепло, в обувь подкладывали вязаные стельки. В экспозиции есть небольшой раздел с предметами, которые можно потрогать, чтобы лучше представить, что надевали на ноги в те времена, в их числе вязаные стельки и носки, небольшой кожаный сапожок с узорной строчкой и несколько пар обуви для взрослых.

Для юркой молодежи, не боящейся скользкой дороги, уже тогда придумали что-то вроде коньков: роль лезвия выполняли тщательно обработанные кости животных, которые привязывали к подошве через специальные отверстия.

Усмарское мастерство

В XII–XIII веках, когда сапожное дело отделилось от кожевенного, изготовлением обуви стали заниматься усмари (в Древней Руси усмой называли кожу). Чтобы сделать сапоги, туфли или что-то еще, мастер использовал выделанные шкуры крупного и мелкого рогатого скота. Его подручными инструментами были ножницы, точильные камни, деревянные колодки, шилья, железные гвозди, береста для плетения, приспособления для растяжки, заглаживания, выделки кожи и многое другое — все это тоже представлено на выставке.

Детали будущей обуви усмарь сшивал льняными или конопляными нитями, которые натирал воском для прочности и защиты от влаги. Один из самых ценных экспонатов — клубок ниток XIV века. Второго такого нет, единственный экземпляр принадлежит Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику, который предоставил его для выставки в Измайлове. При желании за дополнительную плату усмарь мог приделать к обуви каблуки. На выставке показывают образцы XIV-XV веков — мужские сапоги на каблуке, появившиеся (как и сам каблук) в Европе ближе к XIV веку. Считается, что каблуки пришли от кочевников, которые использовали их вместо шпор для управления лошадью. Сначала в Европе каблук на мужской обуви олицетворял статус хозяина, уровень его влияния и власти. Потом этот элемент обуви распространился и на женский гардероб, постепенно становясь символом красоты.

А вот к обычным сапогам усмарь часто пришивал петли, с помощью которых промокшую обувь было удобно вешать около печи для сушки. На выставке есть фрагменты кроя сапог как раз с такими петлями. Кроме того, гости могут увидеть подлинные старинные фрагменты раскроя туфель, в том числе с ажурными узорами.

В отдельном блоке экспозиции представлено семь берестяных грамот, в которых упоминаются кожевенное и сапожное ремесла. Первую грамоту в Великом Новгороде обнаружили в 1951 году, а сейчас их насчитывается около двух тысяч. На выставке грамоты можно попробовать прочитать самим или послушать специально записанную озвучку.

Погребальная обувь

В 2019 году в Георгиевском соборе Юрьева монастыря проводились археологические раскопки. Специалисты нашли шесть каменных саркофагов, где с XI — начала XIII века хоронили знатных особ. Оттуда в собрание Новгородского государственного объединенного музея-заповедника попали сапоги и башмаки, которые надевали на усопших.

Погребальная обувь отличается от обычной не только назначением. Такую было бы просто невозможно носить: кожу брали очень тонкую (на нее не тратилось много материала), крой — из одной или двух деталей, шов шел вдоль или поперек подошвы, какие-либо крепления для ног отсутствовали.

Бывало, что усопшего обували в обычную обувь, из которой выдергивали гвозди и отрывали каблуки. Такое «приведение в соответствие», считали люди, может помочь покойнику воссоединиться с умершими родственниками.

От царской семьи до советских граждан

XVII и XVIII века на выставке представлены в импровизированной библиотеке. Дело в том, что обуви этого периода сохранилось крайне мало, но ее изображения можно увидеть в книгах и на гравюрах, а также прочитать о ней в документах.

Члены императорской семьи, конечно, уделяли особое внимание внешнему виду. До наших дней сохранилась собственноручная записка императрицы Елизаветы Алексеевны о заказе туалетов и шляп (предположительно, 1801 год), альбом, в который она на русском и французском языках записывала ежедневные расходы (1811–1824), а также рисунок дамских туалетов с пояснениями, выполненный Александрой Федоровной (1850-е). Есть на выставке и печатная книга 1865 года, где содержатся описания древней царской обуви.

В конце XIX века появились швейные машины, которые можно было использовать и в обувной промышленности. Туфли, башмаки, сандалии делали более разнообразных фасонов, выбор стал шире. Массово производились специальные аксессуары — рожки для обуви, крючки для надевания сапог, а также приспособления для снятия обуви, которые назывались «денщиками», «ваньками» или «холуями». Для простых людей они могли быть деревянными, для богатых — чугунными или бронзовыми. Это разнообразие обуви и аксессуаров представлено в интерьерной экспозиции, где разные варианты обуви расположились на лестницах.

В советские годы существовало множество фабрик по производству кожаной обуви. Большинство из них имели дореволюционную предысторию, а некоторые были, напротив, созданы с нуля. Именно советские обувщики первыми стали делать несколько разных замеров. Основоположником учета антропометрии стопы в обувном деле и создателем шкалы полноты и стопомера стал выдающийся советский и российский ученый Юрий Зыбин. К процессу производства привлекали ортопедов и физиологов — не секрет, что плохо сшитая обувь может повлечь проблемы со здоровьем, поэтому к делу подходили ответственно, ратуя не только за внешний вид, но и за комфорт. Российский музей медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко предоставил для выставки несколько плакатов, посвященных санитарно-гигиеническому просвещению. Среди них есть экспонаты с агитационной поэзией Владимира Маяковского. История обувных фабрик СССР представлена на выставке в документах, альбомах, экспериментальных вариантах стелек и других вещах. А экземпляры симпатичной и удобной повседневной обуви 1950-1970-х годов выставлены в виде имитации витрины магазина, где модель выгуливает пары обуви.

Также в экспозиции впервые отражена история Общесоюзного дома моделей обуви, который существовал вместе с Общесоюзным домом моделей одежды. Последнему было уделено много внимания благодаря недавней выставке в Музее Москвы.

Галоши да валенки

Еще в 1860 году немецкий предприниматель Фердинанд Краузкоф, взяв в компаньоны местных купцов, основал в Санкт-Петербурге предприятие «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры», которое занималось продажей галош. Он также открыл на набережной Обводного канала первую в стране резиновую фабрику, на которой делал их.

Необыкновенно практичная обувь была нарасхват: ее носил весь императорский двор, чиновники, профессоры, простые крестьяне. Галоши надевали поверх повседневной кожаной обуви, защищая ее от дождя и грязи. К середине XX века стали популярны резиновые сапоги — их особенно полюбили городские модницы. В то же время неизменным аксессуаром в дождливую погоду стал зонт — на выставке представлены вещи, сделанные артелью «Ширпотреб», которая славилась отличным качеством в 1950-е.

Валенки появились в России в начале XIX века и сразу стали очень популярными. Со временем их начали производить на крупных сапоговаляльных фабриках в Тверской, Нижегородской, Костромской, Казанской губерниях. Среди поклонников этой обуви был и советский полководец Георгий Жуков, его валенки можно увидеть на выставке. Этот раздел необычно оформлен: в витрине с галошами можно услышать и увидеть дождь, а в экспозиции с валенками — снег.

Хромовые сапоги, модные кеды

Параллельно с повседневной развивалась и спецобувь, прежде всего военная. Еще в 1903 году генерал-майор Михаил Поморцев, пропитав особой смесью несколько слоев парусины, получил очень прочный и водонепроницаемый материал, который назвал керзой. Через два года, во время Русско-японской войны, солдаты смогли на деле проверить, насколько хороши сапоги из этого материала. Со временем буква е в названии поменялась на и, а сапоги получили широкое распространение.

Еще один военный атрибут — хромовые сапоги. Кожу (телячью, свиную или козью) обрабатывали растворами солей хрома, отсюда и название. Она становилась прочной, эластичной и одновременно мягкой. Раньше из-за дефицита и дороговизны хрома такие сапоги могли позволить себе разве что офицеры, но со временем, как и кирзовые сапоги, хромовые тоже шагнули за пределы армии. Такие носил, например, ученый-медик лауреат Сталинской премии второй степени Алексей Сперанский — они представлены на выставке. Кроме того, можно увидеть рыбацкие кожаные сапоги, которым пришли на смену резиновые, сапоги для электриков на деревянной подошве (1940) и сшитые к антарктической экспедиции сапоги «Полюс» (1980).

На выставке представлены несколько пар мемориальной обуви. Например, альпинистские ботинки с кошками, которые побывали на Эвересте: в них ходил путешественник Федор Конюхов в 1997 году.

Отдельная витрина посвящена спортивной обуви, которая экспонируется в кругу секундомера. В конце XIX — начале XX века появились теннисные туфли, туфли с шипами для бега и многое другое. После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в 1957 году в Москве, советские юноши и девушки с первого взгляда влюбились в кеды. Вскоре такую же обувь стали делать и в СССР, появился ГОСТ. Кеды облюбовали артисты кино, в них «обули» даже известных мультипликационных героев: Волка из «Ну, погоди!», Шарика из «Простоквашина». На выставке можно увидеть матерчатые полукеды, принадлежавшие волейболисту мастеру спорта Виктору Свиридову.

Кроме того, среди экспонатов — самые первые бутсы, произведенные в СССР, туфли для гребцов (1970-е), а еще мужские и женские туфли из комплекта парадной формы сборной России на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году. Последние разработали по эскизам Валентина Юдашкина.

Выставка будет открыта до 15 октября. Она разместилась в Южном и Малом выставочных залах усадьбы Измайлово.