Музей мертвых кукол
Даже коренной житель столицы не знает всех тайных уголков родного города. Казалось бы, сто раз здесь проходил, а голову поднял - и, оказывается, никогда не замечал этого балкончика - единственного на весь дом сталинской эпохи. Или вдруг видишь, как на месте заброшенного детского садика вырос маленький сквер с народной библиотекой.
«Музей мертвых кукол» - с удивлением прочитала я вывеску перед аркой на Малой Молчановке. Через решетку чугунных ворот было видно, что по двум сторонам арки стоят лысые головы манекенов, а справа на стене нарисованы огромные портреты куклы Аннабель и Джокера.
Этот музей - единственный в мире - обосновался здесь два года назад. Здесь нет недостатка в посетителях. Оказывается, есть такие мастера, которые с наслаждением из красивых кукол делают страшных, пугающих. Это особое искусство, у которого много ценителей.
Гости гуляют по музею в кромешной тьме с фонариками и слушают истории с аудиогидом. Повести некоторых персонажей — это классика, а какие-то истории создатель музея Михаил Ветцель - большой поклонник жанра ужасов - придумал сам. Экспозиция музея постоянно пополняется. На сегодняшний день здесь около 380 кукол, но есть еще «кукольный и околокукольный реквизит». При помощи него каждая кукла находиться в определенной обстановке, соответствующей ее истории. Но в целом музей, как считает автор, еще очень молод, и Михаилу потребуется еще года два, чтобы приблизить его к условному идеалу. Михаил уже установил деловые связи со всеми мастерами, профессионально занимающимися именно такими персонажами.
- Как коллекционеры обычных кукол относятся к вам, к музею? Общаетесь ли вы между собой?
- Мы встречались только раз - на Международном салоне авторских кукол в 2020 году. Это мероприятие проходило спустя месяц после открытия Музея мертвых кукол. Тогда многим профессионалам казалось, что мой проект обречен на неудачу в силу своей мрачной специфики. Но, честно говоря, на мой энтузиазм это никак не повлияло.
Любой предприниматель знает, что успех его детища зависит от степени одержимости, с которой он готов вкалывать. Прозвучит самовлюбленно, но у перфекционистов редко случаются крупные провалы. Отношение же со стороны настоящих серьезных коллекционеров - снобистское. Но я не в обиде.
- Самый дорогой экспонат музея?
- Такого нет. Есть порядка десятка кукол, которые обошлись мне в 70-80 тысяч рублей.
- А самый ценный для вас?
- Любимых кукол около тридцати, примерно десять из которых для меня практически бесценны - Эмма, Мстислав, Ингрид, Артем, мистер Панч, Соня, Виктория, Офелия, Форест, Бриджит.
- Почему, по вашему мнению, люди так боятся страшных кукол? И действительно ли они страшны?
- Знаете, страх, как и красота - в глазах смотрящего. Для меня и работниц музея наши куклы красивы.
- Вы действительно находите в них определенное очарование?
- Разумеется. Чем лучше разбираешься в искусстве, созданном с целью оттолкнуть или даже шокировать зрителя, тем больше тонкостей и нюансов в таком творчестве ты можешь заметить. Жуткие куклы нравятся тем, кто чувствует и понимает, что «безобразное» — это всего лишь эстетическая категория, которая противоположна «прекрасному», а вместе они - равноудалены от нормальности и обыденности реального мира.
- Много ли у вас сторонников, разделяющих эти убеждения?
- Конечно, наш музей подходит для посещения далеко не каждому. Людям, которые не знакомы с хоррор-культурой, здесь делать нечего. Иногда такие забредают к нам, но их хватает на тридцать-шестьдесят секунд, после чего они, побледневшие, выходят из зала, получают назад деньги за билеты и с облегчением покидают наш мрачный кукольный приют.
Тем не менее, посетителей приходит много. Если говорить о выходных днях, то я бы даже сказал, что слишком много. Музей создавался не для заработка, что, судя по всему, сумели прочувствовать многие наши гости. Есть даже посетители, которые приходят в музей по несколько раз.
- Ваш музей охраняется ночью? Не покушались ли на вашу коллекцию?
- Мы делим двор с Верховным Судом Российской Федерации. Потенциальному злоумышленнику уготован суровый приговор, который будет немедленно приведен в исполнение самыми кровожадными из наших кукол.
- Не планируете развивать тему: может быть, открыть кафе мертвых кукол или отель?
- Кафе и отель — это бизнес ради денег. Мне это представляется очень скучным занятием…
Хотя Михаил Ветцель - бизнесмен, он утверждает, что деньги для него не главное. Главное - чтобы душа радовалась. Поэтому шесть лет назад и возник проект подобного музея. Михаил подумал: «А почему это у меня дома нет ничего жуткого?» И начать решил именно со страшных кукол, которых до этого он видел только в кино.
- Когда первая куколка оказалась у меня в руках, я был впечатлен ее образом, даже несмотря на то, что она была достаточно простенькая - обычная девочка с печальным взглядом. Кроме всего прочего, она отлично смотрелась на полке. В тот же день я заказал вторую куклу. Это была Лотти, одна из немногих кукол, которая живет у меня дома, а не в музее. Где-то до пятнадцатой куклы я действовал по тому же принципу: пришла кукла - заказал новую. В какой-то момент стало очевидно, что им следует жить в отдельном помещении - в музее. Укрепило мое намерение то, что до сих пор аналогичного музея, посвященного жутким куклам, в мире нет.
Выбирая название между Музеем страшных кукол и Музеем мертвых кукол, бизнесмен отдал предпочтение последнему, чтобы отпугнуть неподготовленную часть посетителей, которая не интересуется жанром ужаса и ничего в нем не смыслит. Он решил посвятить жизнь созданию контента в жанре хоррор и его популяризации.
- Музей мертвых кукол - мой первый крупный проект, - говорит Ветцель. - Сейчас на подходе другой - более значительный, на мой взгляд, но какой, пока сказать не могу. Не уверен, что россияне его вообще увидят в обозримом будущем, так как последние события смешала все карты. Я - предприниматель, если речь идет о заработке, но в широком смысле слова меня можно было бы назвать художником, хотя я не люблю это слово из-за его романтического окраса. Я люблю жанр ужасов. Больше всего - в кино. Потихоньку продвигаясь вглубь истории его развития, я дошел до 30-х годов. Примерно через два года уже не останется значимых фильмов ужасов, которые я не смотрел, и мне придется начать смотреть их по второму разу уже с целью более глубокого анализа.
Жанр ужасов обладает большим числом достоинств и преимуществ. Это самый бунтарский и самый физиологичный жанр, он изучает природу всех разновидностей физического и нравственного страдания, у подготовленного зрителя он вызывает яркий и выраженный катарсис. Кроме того, темное искусство абсорбирует стресс и другие негативные переживания, позволяет авторам и его аудитории легче переживать тяжелый опыт, подготавливает человека к экстремальным вызовам этого мира…
Конечно, точка зрения не бесспорная. Но, как говорится, она тоже имеет право на жизнь. То есть на существование…
Наталия Журавлева
Фото: ead-dolls.museum