Дресс-код нужен: насколько важно соблюдение делового стиля в современных офисах
Эксперты констатируют: строгий деловой стиль сегодня используется только в 16% компаний. В 28% организаций существует более расслабленный и демократичный дресс-код.
Понятие дресс-кода за последние несколько лет изменило свой первоначальный смысл, пояснила "Российской газете" доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы "Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации" Татьяна Ветрова. И на то, по ее словам, есть несколько причин. "Пандемия с домашним режимом приобщила нас к комфорту, популярность темы личного бренда привела к активному самовыражению через одежду, а поколение зумеров, превалирующее сегодня в офисах, научило нас свободе и отсутствию ограничений", - говорит эксперт. Поэтому сегодня становится все больше работодателей, которые не регламентируют цвет одежды сотрудников, длину юбок и т.д.
Однако, несмотря на такую тенденцию, в государственных организациях, а также в банках и других компаниях финансового сектора, до сих пор действует строгий дресс-код. Ведь если подобная организация не соблюдает дресс-код, это может негативно сказаться на ее репутации, так как дресс-код является частью корпоративной культуры и помогает создавать определенный имидж компании, уверена Татьяна Ветрова.
"Компании, которые вводят дресс-код в рабочем пространстве, стремятся произвести более уверенное, сдержанное и ответственное впечатление на общественность", - отметила она.
Дресс-код обычно является более строгим для тех сотрудников, кто работает с клиентами напрямую.
Кроме того, внешний вид является важным элементом личного бренда руководителя. Он может передавать определенные ценности и характеристики личности, такие, как профессионализм, уверенность, сдержанность или творческий подход. Однако дресс-код должен соответствовать ситуации и бизнес-культуре компании, чтобы не создавать дискомфорта.
Именно поэтому большинство начальников стараются более демократично относиться к деловому стилю в офисах в жару. В летнюю погоду в большинстве компаний делают послабление в плане дресс-кода, сотрудникам разрешено не носить галстуки, а также надевать рубашку с коротким рукавом. На имидже компании такие послабления никак не сказываются.
А вот креативный директор российского бренда премиального трикотажа BlackPine, которая ранее работала директором по персоналу, Наталья Черная, наоборот, считает, что никаких послаблений в плане делового стиля даже в жару делать не стоит. "Дресс-код психоэмоционально влияет на выполнение работ, то есть сотрудники становятся более ответственными, подтянутыми, собранными. Это повышает эффективность их работы и работы компании в целом. Клиенты более охотно доверяют аккуратным, хорошо выглядящим и подтянутым сотрудникам. А с духотой в офисах сейчас прекрасно справляются кондиционеры", - добавляет Наталья Черная. Она отмечает, что основа любого делового стиля - верхняя одежда с длинным рукавом и закрытая обувь. Летом допускаются более тонкие блузки, рубашки светлых тонов, как и в случае с обувью. Но одежда и обувь все равно должна быть закрытой.
"Строгость дресс-кода определяется культурой организации и необходимостью поддерживать определенную репутацию. Например, если должность сотрудника связана с работой напрямую с клиентами, то дресс-код становится дополнением к сервису, проявлением уважения и символом дисциплины", - уверена генеральный директор агентства КРОС Екатерина Мовсесян.
Тем не менее, после пандемии, когда сотрудники переходили от удаленного формата работы к гибридному, дресс-код смягчился в тех компаниях, которые были к этому готовы. "А для "удаленщиков" сформировался некий онлайн дресс-код, который нигде не регламентирован, но соблюдается. Интересно, что в период ограничений фиксировался рост продаж верхней части костюмов, в то время как нижняя часть не продавалась. Что касается жары, современные офисы, особенно класса А, оборудованы системами кондиционирования. Поэтому время года в сущности никак не влияет на возможность соблюдать дресс-код", - добавила Мовсесян.