Что такое ресейл и как на нем заработать? Как перепродажа люксовой одежды стала трендом и где взять вещи для ресейла

Под словом ресейл, как правило, понимают перепродажу вещей известных брендов, которые уже не выпускаются или были выпущены ограниченным тиражом. Также этот бизнес дает возможность заказать качественную одежду и аксессуары по всему миру по более выгодной цене, если сравнивать с обычными магазинами и маркетплейсами. «Лента.ру» выяснила, зачем люди продают и покупают бывшие в употреблении вещи, как устанавливаются отношения байеров и клиентов на рынке вторичных продаж, что нужно делать, чтобы не наткнуться на мошенников и почему ресейл — это один из эффективных способов заработка со своей философией.

Что такое ресейл и как на нем заработать? Как перепродажа люксовой одежды стала трендом и где взять вещи для ресейла
© Lenta.ru

Что такое ресейл?

Ресейл (resale) в переводе с английского означает «перепродажа». Это рынок одежды, обуви и аксессуаров, купленных с рук или у производителя с целью дальнейшей реализации за границей или внутри страны-производителя.

Часто к байерам — так называют людей, которые перепродают вещи, — обращаются, чтобы достать брендовые товары, например, выпущенные в рамках лимитированных коллекций. Это может быть кутюрное платье известного модельера, сумка из ретроколлекции или просто хорошая вещь из масс-маркета, которую уже давно не производят.

По сути ресейл — это переосмысление советских комиссионных магазинов

Отличие от «комиссионок» в том, что благодаря современным технологиям ресейл предлагает намного более широкий ассортимент товаров, а некоторые платформы дают возможность удостовериться в качестве и подлинности бренда.

Однако далеко не всегда речь идет о предметах роскоши за баснословные деньги. Иногда ресейл — это перепродажа новых вещей из-за границы по более низкой цене. Перекупщики могут привозить одежду и текстиль оптом из стран, где развита легкая промышленность, например, из Турции или Китая.

Частный байер Татьяна Кончевская в беседе с «Лентой.ру» отметила, что изначально не планировала заниматься ресейлом и в сферу оптовых закупок попала случайно как раз после переезда в Турцию.

Я занимаюсь закупками около года. До этого меня преследовала реклама в соцсетях о практическом курсе на данную тему, и я решила попробовать Татьяна Кончевская

Она отметила, что во время обучения ее и будущих коллег в течение нескольких дней возили по фабрикам и производствам, где показывали, как шьется одежда, изготавливается обувь и так далее. «Увиденное, конечно, отличалось от моего стандартного представления о фабриках и производствах», — добавила собеседница «Ленты.ру».

Так что несмотря на относительную новизну, сфера ресейла развивается по всему миру в самых разных форматах. В том числе перепродавать свои вещи решаются многие звезды. Только в 2023 году появились новости о том, что с большой частью своего гардероба готовы расстаться певец Филипп Киркоров, блогерша Анастасия Ивлеева, певица Жасмин — последняя как раз обратилась к услугам ресейл-платформы.

Так что ресейл — это еще и шанс обзавестись вещами, которые когда-то носил любимый артист или просто популярная медийная личность.

Почему ресейл набирает популярность?

Согласно России услугами ресейл-платформ пользуются наряду с популярными маркетплейсами и онлайн-магазинами модной одежды.

70% российских женщин от 25 до 45 лет с высоким доходом либо знают о существовании ресейла, либо уже пользовались услугами подобных платформ

Татьяна Кончевская отметила, что основное преимущество ресейла — это быстрая и относительно доступная по цене доставка. «На самом деле выгодная цена сейчас уже отходит на второй план, так как конкретно Турция перестает быть дешевой. По-настоящему качественный товар теперь стоит непривычно дороже. Однако несмотря на это, можно найти разные ценовые категории», — добавила она.

В целом покупать у ресейлеров удобно потому, что не нужно самому искать вещи и далеко ехать за ними — это особенно актуально для россиян после того, как страну покинули многие зарубежные бренды.

«Если клиент пытается напрямую работать с производителем, есть вероятность пересорта товара — это очень частая история: пришлют не тот размер, брак и так далее. И решать такие вопросы с большой компанией-производителем практически невозможно», — добавила Кончевская.

Ресейл же, по мнению Кончевской, предполагает человеческие отношения между клиентом и продавцом, ведь в данной сфере репутация байера — главная ценность.

Лично для меня, скорее как человека, а не бизнесвумен, главное — это ответственность перед клиентом. Я очень переживаю до тех пор, пока мой покупатель лично не встретится с заказанным товаром Татьяна Кончевская

Как связаны ресейл и экология?

Некоторые участники рынка продаж выбирают ресейл из-за присущей ему философии, в том числе стремления улучшить экологию.

Предполагается, что вещи, купленные у частных лиц, клиент будет носить как новые, но для этого не будут затрачены производственные ресурсы. Значит, заводы будут выбрасывать меньше вредных веществ в воду и атмосферу, у редких животных, которые шли на мех и кожу, появится шанс выжить, да и в целом площади свалок сократятся, и туда не отправятся хорошие, но надоевшие хозяину вещи, которые вообще-то можно носить.

Повторное использование одежды — один из принципов осознанного потребления

Такой точки зрения придерживаются, в частности, представители ресейл-маркета Twice. «Мы начинали с идеи создать сервис, который был бы современным и удобным для людей. Но одновременно мы хотим принести пользу для планеты. Получается некая синергия коммерческого проекта с социальной деятельностью», — рассказали «Ленте.ру» в пресс-службе проекта.

Так что слово «ресейл» прочно вошло в лексикон модников по всему миру — оно ассоциируется не только с покупкой вещей от зарубежных брендов и одежды от отечественных модельеров, но и с трендом на осознанность и заботу об окружающей среде. Активное развитие цифровых технологий сделало ресейл одним из самых быстроразвивающихся направлений модной индустрии.

Откуда ресейлеры берут вещи на перепродажу?

Как правило, их покупают с рук у бывших владельцев или оптом закупают на производстве. В первом случае ресейлер должен убедиться, что ему действительно предлагают оригинальный товар, а не подделку.

Например, Twice реализует вещи в хорошем состоянии, купленные у частных лиц. «Портрет нашего продавца — это человек, для которого важно, чтобы любимые вещи, которые он больше не носит, не отправились на свалку, а получили вторую жизнь», — рассказали представители маркета.

В компании отметили, что сами продавцы зачастую не хотят заниматься поиском покупателей для надоевших вещей. Поэтому ресейл-маркеты выполняют функцию посредника, обеспечивая продавцам поиск клиентов и наоборот. Современные сервисы даже предлагают курьерскую доставку.

На перепродажу могут отдавать как вещи «с рынка», так и модели известных брендов — от масс-маркета типа H&M и Zara до люкса: Gucci, Prada, Chanel и так далее

«Весь процесс выстроен так, чтобы человек затрачивал минимум времени и сил на продажу одежды: нужно только собрать чистые вещи в специальный пакет. Все остальное сделаем мы: отсортируем, отпарим, сфотографируем, оценим и продадим», — добавили представители проекта.

В таком случае ресейл-платформа или страница частного байера выступает в качестве цифрового секонд-хенда. Однако через ресейл можно купить и новые вещи. Например, Татьяна Кончевская занимается оптовыми закупками исключительно в Турции.

Турция — это страна текстиля, фабрики здесь везде, даже в моем дворе Татьяна Кончевская

То есть некоторые байеры закупают вещи прямо на производствах и реализуют их либо по предварительным заказам частных клиентов, либо через розничные сервисы и маркетплейсы.

Как устанавливается цена в ресейле?

Чаще всего цену вещей для перепродажи устанавливают сами ресейлеры. Стоимость товара формируется исходя из ряда критериев. Редкая брендовая одежда в идеальном состоянии может стоить до нескольких десятков тысяч долларов. Если же вещь долго не продается, цену приходится снижать — иногда, как и в обычных магазинах, на плохо продаваемые модели бывают большие скидки.

По каким критериям формируется цена вещей:

первоначальная цена товара; бренд; актуальность модели; состояние, сохранность вещи.

Какие риски подразумевает ресейл?

Ресейл как способ покупки и продажи вещей предполагает свои преимущества и недостатки. По словам Кончевской, главная трудность, с которой может столкнуться ресейлер, — это поиск клиентов.

После обучения встал вопрос с клиентами, но я понимала, что, если продам пару вещей, ко мне не выстроится очередь из покупателей, и к этому нужно быть готовым Татьяна Кончевская

Собеседница «Ленты.ру» добавила, что покупателями ресейлеров могут стать не только простые люди, которым нужна новая одежда. Реализовать продукцию можно через маркетплейсы и шоурумы — тогда между байером и конечным покупателем появляется еще один посредник.

В целом Татьяна Кончевская отметила, что риски в сфере ресейла не отличаются от трудностей, с которыми можно столкнуться в любой другой сфере бизнеса. «На самом деле все вопросы решаемы», — резюмировала она.

При этом представители бренда Twice подчеркнули, что в настоящее время ресейл-культура в России только набирает обороты. Люди относительно недавно стали задумываться о том, как важна осознанность в потреблении. «Времена фаст-фешн и накапливания сменяются заботой об окружающей среде и практичностью», — уточнили в компании.

В то же время в Twice считают, что высокая конкуренция на этом рынке пока не является проблемой: «Появление на рынке аналогичных сервисов — это здорово. Ведь так у людей формируется позитивное отношение к ресейлу, что приводит к масштабированию бизнеса», — подчеркнули в стартапе.

Со стороны клиента ресейл также предполагает некоторые трудности.

Какие в ресейле есть риски для клиентов?

Покупка фейка — если речь идет о каком-то люксовом бренде, высока вероятность заплатить за подделку, потому что далеко не все платформы перепродажи оснащены инструментами верификации. Плохое качество одежды — на фотографии вещь может выглядеть идеально, однако на деле бывают заметны следы носки, оставленные предыдущим владельцем. Эта проблема актуальна и для тех, кто покупает новые вещи из-за границы, — недобросовестный байер может не предупредить о том, что по шву идет дырка или не хватает пары пуговиц. Невозможность сделать возврат — эта трудность прямо вытекает из предыдущей. Чаще всего байеры и ресейл-платформы не принимают обратно покупки клиентов.

По словам Кончевской, если покупать вещи у проверенных байеров, любые риски со стороны клиента — получить не тот или некачественный товар — намного ниже даже по сравнению с покупкой вещей в обычном магазине или через маркетплейс.

Однако байерство до сих пор не регулируется на уровне законодательства, поэтому в случае обмана клиент не сможет себя защитить.

Например, блогерша Валерия Чекалина (Lerchek) два года назад опубликовала в соцсетях ряд разоблачающих постов о стилистке Эльвире Янковской. По словам Чекалиной, байер обманула ее и других клиенток на миллионы рублей, продавая подделки товаров люксовых брендов. В числе подделок были вещи Dior, Versace, Louis Vuitton и других модных домов.

Чекалина сама проверила предметы гардероба на оригинальность в официальных бутиках марки, а потом обратилась в полицию. Правоохранители завели дело по статьям 146 и 159 УК РФ «Нарушение авторских прав» и «Мошенничество», за которые Янковской грозил штраф или тюремное заключение, но в начале декабря 2022-го ее оправдали в суде.

Как заработать на ресейле?

Ресейл может стать неплохим дополнительным источником дохода в интернете или вырасти в полноценный бизнес. Главное для тех, кто занимается перепродажей подержанных вещей или новой одежды с производства, — добросовестно относиться к своему делу и не жалеть сил на поиски клиентов.

Советы начинающим ресейлерам

1. Определиться с целевой аудиторией — сначала нужно составить портрет потенциального покупателя: это могут быть любители винтажных вещей или те, кто увлекается брендовыми кроссовками. Исходя из портрета аудитории будет строиться костяк всего бизнеса.

2. Выбрать одну нишу — например, можно сосредоточиться на винтажных вещах самых популярных люксовых брендов.

3. Выбрать площадку — продавать вещи можно через аккаунты в социальных сетях, специальные интернет-платформы или в сотрудничестве с маркетплейсами.

4. Начинать с малого — сначала можно попробовать перепродавать вещи через родных, друзей и знакомых, поискать через сарафанное радио тех, с кем можно сотрудничать и в дальнейшем масштабировать бизнес.

5. Делать качественный контент — покупатели хотят видеть четкие фотографии и видеосъемку, чтобы получше разглядеть товар и оценить качество вещей. Также правдивые описания помогут повысить доверие у клиентов.

Таким образом, главное в ресейле — это репутация. У добросовестного продавца не будет проблем с поиском клиентов. Из этого правила вытекает и основная мысль для клиентов — покупать вещи стоит только у проверенных ресейлеров, которые предоставляют полную информацию о подлинности и качестве одежды.

Какие есть ресейл-платформы?

Relove — здесь продаются женские вещи и парфюм по сниженным ценам. Вещи принимают только в хорошем состоянии. В ассортименте как российские марки, та и западные бренды.

The Cultt — здесь можно найти люксовые сумки от By Far до Bottega Veneta. На платформе проверяют подлинность, а состояние вещей близко к идеальному. Разброс цен — от 15 до 200 тысяч рублей.

Spin4Spin — мужской ресейл-магазин. Только за 2021 год мужчинам, сдавшим вещи, Spin4Spin выплатил примерно 60 миллионов рублей, а это значит, что продажи в мужском сегменте также держатся на высоком уровне.

Magoo — здесь перепродают вещи не самых дорогих брендов, например, Asos, Zara, 12Storeez и других марок. Цена за вещь не превышает 20 тысяч рублей.

Вещь может быть подержанной, однако у каждого товара на платформе или сайте частного байера должны быть подробные карточки с честной информацией о ее состоянии и наличии повреждений.