Как бизнес с запада России доставляет живого краба в Китай

Живого камчатского краба впервые после пандемии отправили из Мурманска в Китай самолетом, раньше компании из этой части страны были ориентированы на рынки Европы и США. Эксперты рассказали, как бизнес сохраняет жизнь крабу во время доставки в страну, которая является мировым лидером по его потреблению.

Как бизнес с запада России доставляет живого краба в Китай
© Российская Газета

Как ранее сообщил в интервью "Российской газете" глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, китайский рынок не воспринимает фаланги краба в мороженом виде, там заинтересованы именно в живой продукции.

По словам президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева, изначально камчатский краб обитал на Дальнем Востоке, но в середине XX века его преднамеренно "вселили" в акваторию Баренцева моря.

"С начала XXI века в южной части Баренцева моря также ведется его промысел. Общей допустимый объем добычи камчатского краба в России на 2023 год установлен в размере 28 777 тонн, из которых 16 087 тонн приходится на Дальний Восток. Именно с Дальнего Востока он, как правило, поставляется в живом виде в Китай", - рассказал "Российской газете" Зверев.

Он отметил, что на Севере России производили замороженную продукцию, так как в ней были заинтересованы в США и ЕС. Сейчас, когда эти рынки закрыты, предприятия ищут новые рынки сбыта, что и стало стимулом для развития авиаперевозок живого краба в КНР, отметил эксперт.

"Китай - главный в мире потребитель живого краба. По сути, российские компании открыли и создали этот рынок: налаживали контакты с поставщиками в сегменте HoReCa, финансировали продвижение стандартов потребления крабов, извлеченных самими клиентами ресторанов из аквариумов (такие стандарты были привычными для японской и корейской кулинарной традиции, а вот в КНР оказались в новинку). И вот результат: импорт краба в Китай увеличился с 2000 года в пять раз - с 18 тыс. до 90 тыс. т. На три четверти этот объем состоит из живого краба", - говорит он.

При этом на фоне ограничений экспорта мороженого краба в США живой краб продается в Китай "с дисконтом".

"Средняя цена на замороженного краба при поставках в Китай в первом полугодии 2023 года снизилась на 45% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года и на 38% в сравнении с 2019-м, достигнув $12 650 за тонну. Цены на живого краба все еще выше, чем в 2019 году (на 29%), но уже на 10% ниже, чем в 2022 году. В первом полугодии этого года тонна живого краба продавалась в среднем за $34 508", - добавил Зверев.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Группа компаний "Антей" впервые после пандемии отправила самолетом живых крабов из Мурманска в Шанхай и Пекин. На доставку должной уйти пять-семь дней. В компании отметили, как только улов поступает в Мурманск, крабы отправляются в специальную передержку, чтобы снять стресс и приготовиться к дороге, а оттуда автомобильными контейнерами перемещаются в "крабовую гостиницу" рядом с аэропортом Шереметьево.

"Для транспортировки используется 10 фур, в каждой - 4 тонны краба в 16 еврокубах, наполненных водой. Фуры с уникальной системой, которую разработали сотрудники ГК "Антей": модернизировали стандартные еврокубы и подсоединили к ним механические блоки систем жизнеобеспечения. Каждый куб подключен к системе, которая обеспечивает непрерывную циркуляцию морской воды, подачу воздуха и поддержание температуры на уровне от +1 до +3 градусов", - рассказали в пресс-службе компании.

Как только краб адаптируется, ценный груз направляется авиалиниями в Китай. "Перед погрузкой на самолет краба укладывают по четыре штуки в одну пенополистирольную коробку с фольгированным покрытием. Каждого краба прокладывают поролоном, смоченным морской водой, чтобы избежать повреждения в процессе перевозки. В каждую коробку помещают по 5-7 хладоэлементов для поддержания температуры в +2 градуса. Именно при такой температуре краб засыпает, жизненные процессы замедляются и он максимально комфортно долетает до пункта назначения", - рассказали "Российской газете" в компании.

Ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков сообщал, что сохраняются определенные сложности с реализацией крабовой продукции, которую добывают в Северном бассейне, так как ее приходится переориентировать на Азию.