В Калининграде впервые покажут черновой автограф поэмы Маяковского "Про это"

Калининградский музей советского периода "Дом Китобоя", о ностальгических "провокациях" которого "РГ" рассказывала недавно, готов удивить зрителей очередным необычным проектом. Если, допустим, вначале лета здесь показывали ковры, убедительно доказывая, что они-то и были первыми в мире киноэкранами, то теперь героем экспозиции становится Владимир Маяковский. При этом новая выставка приурочена не столько к 130-летию поэта, подобного нынче в музеях страны хватает, сколько к вековому юбилею первого издания поэмы "Про это".

В Калининграде впервые покажут черновой автограф поэмы Маяковского "Про это"
© Российская Газета

Креативный музей нашел свою "оптику" при взгляде на поэта, ведь когда заканчивается биография писателя, начинается его библиография. А это возможность для исследователей совершать еще много открытий в теме, которая, казалось бы, давно закрыта. В случае с Маяковским, разумеется, логично начинать перелистывать архивы с его главной поэмы "Про это". Она была напечатана 29 марта 1923 года в первом номере журнала "Леф". "Печатаю "Про это" - вещь, обещанную в моей книге "13 лет работы" в качестве большой любовной поэмы. Это для меня, пожалуй и для всех других, вещь наибольшей и наилучшей обработки", - напишет Маяковский. В "Про это" личное и общественное соединяются в одно целое - "по личным мотивам об общем быте", - обозначил поэт в автобиографии.

Но как рассказать о тексте так, чтобы на выставку выстраивались очереди? Ведь даже яркое название "Маяковский. Про это" не гарантирует аншлагов. В музее говорят, что такой язык нашли, но до открытия экспозиции, а оно состоится 26 августа, всех "фишек" здесь не раскрывают.

"Мы предлагаем пройти вместе с поэтом весь путь: от зарождения идеи до создания поэмы. Увидеть, как рождался и менялся текст, как менялся (и менялся ли) сам Маяковский, - говорит куратор выставки Марина Краснова. - Поэма действительно отличалась от всего прежде написанного, и на современников произвела ошеломляющее впечатление. Многие называли ее вершиной творчества Маяковского, кто-то набросился с критикой, но равнодушных не было".

Если все же детализировать зрительский путь по выставке, то можно будет увидеть и прочувствовать добровольное заточение Маяковского в "комнатенке-лодочке" в Лубянском проезде, а также прожить с поэтом радость от выхода в свет первого издания "Про это" и вернуться с ним к "обыденной" жизни. "Обыденность" - это вообще главная тема "Дома Китобоя", здесь предметы, окружающие человека в определенном периоде истории, становятся маяками в вечном экзистенциальном поиске. Основная экспозиция музея показывает квартиру советского китобоя, со всей ее мебелью, посудой, плакатами, значками, коврами и портативным телевизором "Юность".

Владимир Маяковский, который был одним из творцов советских смыслов и символов, прекрасно вписывается в концепцию "Дома китобоя", он здесь, что называется, свой человек.

На выставке будут представлены личные вещи Маяковского и Лили Брик, фотографии, записки, которые поэт писал своей возлюбленной, графика Штеренберга, Клуциса и Кукрыниксов из фондов Музея истории литературы имени Даля, а также архитектурные проекты Крутикова, Ладовского, Кринского, эскизы Веснина из собрания Государственного музея архитектуры имени Щусева.

И главная сенсация выставки - впервые в Калининграде будет представлен черновой автограф поэмы "Про это". "Этот автограф более полно, чем многие другие рукописи, отражает процесс работы Маяковского и представляет важный материал для изучения и понимания "творческой лаборатории поэта", - уверяют в музее.

Для зрителей экспозиция будет работать почти пять месяцев - с 26 августа до 14 января следующего года.

Кстати

Выставка "Маяковский. Про это" открывает новый масштабный литературно-выставочный проект АНО "Музей городской жизни" "Поэтическое измерение". В проект входят выставки, посвященные текстам культовых российских поэтов - Маяковского и Бродского, аудиопроменад "Открытка из города К." и другие проекты, художественно интерпретирующие и "измеряющие" поэзию разными способами.