Великие фальшивки: истории разоблачения поддельных шедевров живописи
В 2018 году мэра французского городка Эльн ждал удар: в местном музее подлинными оказались лишь 69 из 140 картин художника Этьена Террюса. Тщательную проверку провели после того, как историк живописи Эрик Форкада, приглашенный для создания экспозиции, заподозрил неладное – например, с одного из полотен автограф стерся прикосновением перчатки. Подобные истории не раз происходили и в Китае: например, в одном из музеев Лючэна из восьми тысяч экспонатов не менее 2,4 тысячи оказались подделками.
Велика вероятность, что поддельные шедевры есть в фондах всех значимых музеев мира. Только прославившиеся своими фальшивками Элмир де Хори, Хан ван Мегерен, Эрик Хебборн, Том Китинг, Джон Майатт, Вольфганг Бельтракки и Лино Фронджиа создали тысячи картин, мимикрирующих под Питера Брейгеля Старшего, Питера Пауля Рубенса, Джованни Пиранези, Антониса ван Дейка, Франса Хальса, Эль Греко, Яна Вермеера, Альбрехта Дюрера… Лишь малая часть подделок была раскрыта, а сколько высококлассных фальсификаторов остались неразоблаченными?
В 2017 году разгорелся скандал вокруг наследия Амедео Модильяни: оказалось, что 20 из 30 картин на выставке в генуэзском Дворце дожей – поддельные. Модильяни – один из самых популярных у мошенников живописцев. Дело в том, что многие его работы не имеют провенанса (истории владения художественным произведением) из-за разгульного образа жизни автора, который запросто мог обменивать картины и рисунки на выпивку.
Немало скандалов было связано с высоко оцененным на Западе русским авангардом, а в России всегда можно найти коллекционера, который примет картину малоизвестного голландца за «раннего Шишкина» или найденного на чердаке «Айвазовского», тем более что помощь в продаже сомнительных картин оказывают «свои» галеристы и «свои» эксперты, выдающие заключения о подлинности за долю в афере.
В 1970 году на советский экран вышел детектив «Возвращение «Святого Луки» Анатолия Бобровского. Фильм основан на реальных событиях: в 1965 году из Пушкинского музея в Москве выкрали картину «Святой Лука» Франса Хальса из его цикла евангелистов. По сюжету детектива, заказчик преступления собирался выйти на иностранного покупателя, но исполнитель, вор-рецидивист, задумал вручить ему подделку, а оригинал продать самостоятельно…
Смотрите х/ф «Возвращение «Святого Луки» (детектив, СССР, 1970) в пятницу, 1 сентября, в 19:35 на телеканале «МИР». Режиссер: Анатолий Бобровский. В ролях: Всеволод Санаев, Владислав Дворжецкий, Олег Басилашвили, Екатерина Васильева, Владимир Смирнов и др.
Тем временем MIR24.TV рассказывает несколько вполне реальных историй из мира поддельных шедевров.
«Венера» не Лукаса Кранаха Старшего
В 2015 году французская полиция изъяла с выставки коллекции Лихтенштейна в Экс-ан-Провансе картину «Венера» (ее еще называют «Венерой с вуалью»), якобы написанную Лукасом Кранахом Старшим. Двумя годами ранее князь Лихтенштейна заплатил за нее около 7 миллионов евро. После изъятия, которое, кстати, было воспринято как оскорбление, полотно подверглось экспертизе в Центре музейных исследований и реставрации Франции, где ее сравнили с другим шедевром живописца, написанным в тот же период, – «Тремя грациями». Исследование показало, что пигменты на картине не соответствуют мастерской Кранаха, а сеть трещин, похоже, была создана искусственно при нагревании панели для имитации эффекта старины.
«Это крупнейший скандал в мире искусства в нынешнем столетии. Ничего подобного не случалось с 1940-х годов, когда возникли сомнения в подлинности нескольких «ранних картин» Вермеера», – заявил по этому поводу известный арт-дилер Боб Хабольдт.
«Христос в Эммаусе» не Яна Вермеера
Голландский живописец Хенрикюс Антониус (Хан) ван Мегерен считается одним из известнейших фальсификаторов ХХ века, чьи картины в стиле Яна Вермеера и Питера де Хоха принимались за подлинные и приобретались европейскими музеями. Сначала ван Мегерен хотел «похоронить» репутацию Абрахама Бредиуса как мастера атрибуции картин XVII века, но после того, как ему удалось получить сумму, эквивалентную нескольким миллионам долларов, за картину «Христос в Эммаусе» якобы Вермеера, продолжил заниматься своим противозаконным ремеслом.
Обман раскрылся из-за очередной фальсификации Вермеера – картины «Христос и судьи», которую ван Мегерен продал в 1943 году Герману Герингу. В 1945-м полотно было обнаружено, голландские власти обвинили художника в распродаже национального культурного достояния и коллаборационизме, а он в ответ признался в создании подделок. Чтобы проверить его слова, ван Мегерена поместили на шесть недель под арест в специально арендованном доме, где он должен был за это время создать шедевр – и он написал очередного «Вермеера», а именно полотно «Молодой Христос, проповедующий в храме». В 1947 году фальсификатор был осужден всего лишь на год заключения, но вскоре скончался от сердечного приступа.
«Самовар» не Малевича и «Беспредметная композиция» не Поповой
В 2017 году Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обнаружил, что две ценные картины из его собрания русского авангарда – «Самовар» Казимира Малевича (1913) и «Беспредметная композиция» Любови Поповой (1918), находившиеся в фонде музея с 1920-х годов, – заменены на подделки. Оригиналы же находятся в нью-йоркском музее MoMA и греческом Музее современного искусства. Экспертиза выявила, что обе фальшивки были созданы во второй половине ХХ века, в советские времена, а оригинальная картина Поповой появилась в каталоге выставки коллекции грека Георгия Костаки уже в 1977-м.
Предположение о том, что картины Малевича и Поповой в ростовском музее – подделки, высказывала в 1980-х годах советский искусствовед С.Г. Джафарова. По ее мнению, неизвестный преступник сумел подменить полотна. Джафарова также считала, что картина «Зеленая полоса» Ольги Розановой из коллекции Костаки, которая ныне находится в Швеции в частной коллекции, является подделкой «Зеленой полосы» из того же «Ростовского Кремля», только в этом случае совершить подмену не удалось.
Предположения Джафаровой долгое время не рассматривали серьезно, пока не произошел неприятный инцидент: картины, подаренные музею князем Никитой Лобановым-Ростовским в 2017 году, оказались фальшивыми. Тогда музей инициировал масштабное исследование своей коллекции авангарда, которое проводилось Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН, Государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Государственным Русским музеем. Версия Джафаровой подтвердилась.
«Черный прямоугольник, красный квадрат» не Малевича
В 2014 году частный Фонд доктора Гарольда Хака подарил музею в Дюссельдорфе картину «Черный прямоугольник, красный квадрат», написанную, как считалось, Казимиром Малевичем в 1915-м. До этого полотно долгие годы висело в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене. Экспертиза, проведенная специалистами Технического института Кельна и Университета Киля, показала, что картина была создана между 1972-м и 1975-м годами, а впервые этот холст без подписи появился в книге о Малевиче в 1975-м.
«Это был щедрый подарок, сделанный с чистой совестью, – прокомментировала неприятную новость директор коллекции произведений Северной Рейн-Вестфалии Сюзанна Генсхаймер. – Результат исследований – это удар по нам. Но, как бы это ни было тяжело, фальсификат должен быть обнародован».
«Одалиска» не Бориса Кустодиева
В 2005 году на репутации аукционного дома Christie’s появилось жирное пятно, когда на торги оказалась выставлена картина «Одалиска» якобы Бориса Кустодиева. Полотно за 2,9 миллиона долларов приобрел олигарх Виктор Вексельберг – это была рекордная сумма за подлинного Кустодиева.
Через некоторое время появились сомнения в происхождении работы – специалисты заподозрили, что картину в стиле Бориса Кустодиева писал неизвестный художник, причем копируя элементы других работ автора. Заключения, опровергавшие авторство Кустодиева, выдали Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря, Русский музей и Третьяковская галерея. По правилам аукционного дома, при покупке давалась гарантия на пять лет, и после двух лет слушаний суд постановил расторгнуть сделку. Вексельберг расстался с псевдо-Кустодиевым и вернул деньги.
«Зимний пейзаж» не Грабаря
В 2016 году коллекционер Леонид Петров обнаружил, что купленная им за миллион долларов картина Игоря Грабаря «Зимний пейзаж» – подделка. Двумя годами ранее приобрести картину ему посоветовал знакомый галерист, который рассказал, что хранилась она у потомков художника, которые оказались в затруднительной ситуации и теперь решили продать семейную реликвию. К заключению прилагалась экспертиза, по словам Петрова, «ведущего экспертного бюро», что исключило все сомнения, пока однажды один из друзей миллионера не выразил свои сомнения по части провенанса. Проведенная химико-технологическая экспертиза выявила, что пейзаж был написан после смерти Грабаря.
«На первых же этапах исследования мы обнаружили присутствие в картине пигмента синего красителя, который в промышленном производстве появился только после 1935 года. Это хорошая подделка, она выполнена профессионально», – прокомментировал результаты экспертизы начальник научно-исследовательской лаборатории Музея современного искусства Виталий Семикин.
«Ваза с лилиями» не Гогена и «Сиреневая скатерть» не Шагала
Оригинальную схему мошенничества при продаже предметов искусства использовал американский арт-дилер Эли Сахай. Он приобретал оригинал картины и заказывал подделку. Затем он продавал подделку с сертификатом подлинности, который сопровождал оригинал, а через какое-то время оформлял новый сертификат подлинности. Подделки Сахай в основном сплавлял на азиатский рынок, а подлинники продавал в Лондоне и Нью-Йорке.
Так, в 1990 году Сахай приобрел на аукционе Christie’s картину Марка Шагала «Сиреневая скатерть», она обошлась ему в 312 тысяч долларов. Копию он затем продал японскому коллекционеру более чем за 500 тысяч долларов, а оригинал перепродал на том же аукционе уже за 626 тысяч долларов. Преступная схема вскрылась в 2000 году, когда оказалось, что аукционные дома Christie’s и Sotheby’s одновременно выставили на торги «Вазу с лилиями» Поля Гогена. Подделку собирался продать ничего не подозревающий японский коллекционер, а оригинал – сам Сахай.
Как Августа Кесслер превратилась в Марию Раевскую, а Куккук – в Шишкина
Еще один способ подделок картин, применяемый мошенниками, – это подмена авторства. В 2011 году Департамент культуры Москвы приобрел у частного коллекционера портрет жены декабриста Марии Раевской работы неизвестного художника, на обороте тушью была нанесена надпись: «Раевская Марiя Николаевна / писан 1824-го года». Картина предназначалась для Государственного музея имени Пушкина на Пречистенке. Довольно скоро удалось узнать ее истинное происхождение, это был «Портрет Августы Кесслер» кисти художницы Людовики Симановиц, проданный в 2008 году немецким аукционным домом Bergmann за 1,2 тысячи евро. До этого полотно долгие годы хранилось в семье.
Подобным образом картина нидерландского живописца Маринуса Адриана Куккука изящным движением руки была превращена для российского рынка в «Пейзаж с ручьем» «раннего Шишкина» – со всеми положенными документами, включая экспертизы специализированных учреждений. В 2004 году «перелицованное» полотно «Шишкина» выставили на аукцион Sotheby’s за 1,1 миллиона долларов, но сняли с продажи, когда выяснилось, что годом ранее на шведском аукционе Bukowskis оно же ушло с молотка за 65 тысяч фунтов как картина Куккука. Для следующей перепродажи на ней закрасили человеческие фигурки и добавили подпись Шишкина в углу. Историй, когда пейзажи невыдающихся голландцев, приобретенные на европейских аукционах, выдавали за неизвестные работы «передвижников» (а цена на них в России в десятки раз выше), известно великое множество.
Если подделки мастеров-фальсификаторов, создающих картины на старинных панелях и холстах с использованием соответствующих периоду рецептов красок и хитрых методов состаривания, отличить от оригинала бывает крайне сложно, то порой специалисты попадают в комичные ситуации на ровном месте. Так, в 2006 году директор Музея искусств в Морицбурге Катя Шнайдер приняла творчество шимпанзе из зоопарка Галле за картину немецкого художника-абстракциониста Эрнста Вильгельма Ная.