В Историческом музее покажут сокровища Петергофа

В Государственном исторической музее Москвы 17 октября открывается выставка "Петергоф. Сокровища российской императрицы". Об этом на пресс-конференции рассказал директор ГИМа Алексей Левыкин.

В Историческом музее покажут сокровища Петергофа
© Российская Газета

Выставка, которая приезжает в Москву из музея-заповедника "Петергоф", приурочена к 150-летию Исторического музея. На этот раз в центре внимания не парадная резиденция императоров в Петергофе, а более романтический парк Александрия, по чьим тенистым аллеям гуляли обитатели царских дач. Этот дворцово-парковый ансамбль с дворцом под названием "Коттедж" был создан по заказу Николая I в 1820-1840-х годах. С Александрией связана приватная семейная жизнь четырех поколений Романовых - от Николая I до Николая II. Название этого парка, как и название Александринского дворца в московском Нескучном саду, хранит память об императрице Александре Федоровне, жене Николая I.

Александра Федоровна - дочь королевы Луизы и Фридриха Вильгельма III, в девичестве - прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина. Александр I увидел 15-летнюю принцессу в 1813 году, тогда же у него возник замысел династического брака его младшего брата Николая с "Белой розой", как звали девушку близкие - по имени героини тогдашнего популярного рыцарского романа "Волшебное кольцо". Брак должен был укрепить союз России и Пруссии против Наполеона. Династический союз оказался вполне счастливым, по крайней мере, судя по воспоминаниям современников.

Известны воспоминания, например, дочери Тютчева, которая была фрейлиной высочайшего двора. Анна Федоровна так описывала в мемуарах отношения царя с женой: "Император Николай питал к своей жене, этому хрупкому, безответственному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, единственным властителем и законодателем которого он себя чувствует. Для него это была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золоченых решеток своей клетки. Но в своей волшебной темнице птичка не вспоминала даже о своих крылышках".

Насколько справедлива эта оценка, трудно сказать, но, говорят, Николай Павлович присутствовал при родах всех детей. Александра Федоровна, пережившая императора на пять лет, присутствовала при его кончине, к ней были обращены его прощальные слова.

Фото: Пресс-служба Исторического музея

Александра Федоровна не помышляла ни об участии в политической жизни, ни о влиянии на дела мужа. Но ей мы обязаны тем, что воспитателем ее детей, в том числе будущего Александра II, был поэт Жуковский. Этот выбор говорит о многом, в том числе о том, насколько мистический дух немецкого романтизма был важен не только для русской литературы, но и для семьи царя. Не менее показательно, что две трети денег, которые выделялись императрице, она тратила на благотворительные нужды.

Именно потому, что Александра Федоровна стремилась "ограничить жизнь домашним кругом", пусть этот круг и был включен в ритуалы императорского двора, выставка фокусирует внимание на частной жизни императрицы. Все перипетии царствования Николая I, который оставил Россию в тяжелом положении после поражения в Крымской войне, остаются "за кадром". Зато среди 400 предметов, которые привозят из Петергофа, - живопись Кипренского, Айвазовского, Моллера. Специально к выставке отреставрировали портрет Николая I кисти Доу. Среди раритетов - чудесная серебряная роза, созданная немецким ювелиром Й.-Г. Хоссауэром к 35-летию супружеской жизни Николая I и Александры Федоровны.

К выставке выпущен каталог "Николай и Александра. Любви и грез волшебный мир", обещающий путешествие в идиллический мир петергофской Александрии.