В Музее Фаберже открылась выставка икон в драгоценных окладах

Более трехсот икон в драгоценных "одеждах" представили в петербургском Музее Фаберже на выставке "Красота святости и святость красоты". Золото и серебро, жемчуг, эмаль, руками самых известных русских ювелиров XVIII - начала XX века превращенные в уникальные произведения искусства, имеют очевидную материальную и художественную стоимость. Но вместе с тем икона - семейная реликвия, которой поклонялись, вверяли свои надежды, и в этом смысле она имеет несомненную духовную ценность. А еще история иконы может быть соединена с историей семьи - например, на выставке представлены образа, которые в разные годы дарили членам императорского рода Романовых, - и тогда это еще и артефакт эпохи, ценность историческая.

В Музее Фаберже открылась выставка икон в драгоценных окладах
© Российская Газета

К украшениям ликов святых в разное время относились по-разному. Староверы одно время полагали, что богатые оклады лишь отвлекают внимание. Позднее митрополит Филарет (Дроздов) считал, что "оклады на иконы допускаются, но только в том случае, если своим блеском не закрывают святых Ликов". Однако куратор выставки, академик Российской академии художеств Ирина Бусева-Давыдова отмечает, что довольно часто к окладу относились даже утилитарно - как к одежде образа. Недаром часто его называют ризами, как и одежду святых. К примеру, иконы-подокладницы часто писали по упрощенной схеме - только лицо и руки, остальные элементы изображал оклад.

Икону одевали в драгоценный убор в знак благодарности, по обету или в память о некоей божественной помощи. Хотя в исторической перспективе это одновременно и "вариант для бедных", и попытка сбережения святынь.

- В Византии иконы были цельнолитыми из золота и серебра, поэтому во время многочисленных войн к ним относились в первую очередь как к драгоценной добыче и до нашего времени они практически не дошли, - поясняет куратор выставки. - Оклады - это попытка воспроизвести изначально драгоценные иконы.

Для публики наибольший интерес представляют так называемые многодельные оклады - с применением самых разнообразных материалов и техник. К примеру, икона "Архангел Михаил", написанная между 1908 и 1917 годом на доске 35x31 см, украшена расписной эмалью по скани, чеканкой, гравировкой, гильошировкой, золочением, в убранстве фигуры архангела использованы жемчуг, бархат, шитье. Ее создали на московской фабрике Курлюкова, и этот богатый купеческий стиль очень импонирует зрителю. Его можно также увидеть в работах мастеров, трудившихся на фабриках Павла Акимовича Овчинникова, открывшего для Западной Европы русский стиль, а также мастеров Хлебникова, Сазикова, живописца по эмали Рюкерта.

Оклады, созданные в петербургской традиции, узнать легко - они гораздо более сдержанные

Оклады, созданные в петербургской традиции, гораздо более сдержанные. По выражению Ирины Бусевой-Давыдовой, "строгий и стройный вид Северной столицы наложил отпечаток на все виды искусства", в том числе прикладное. И оклад иконы "Господь Вседержитель", вышедшей из рук мастеров фирмы Карла Фаберже, представляет по сути своей драгоценную раму, украшенную камнями, жемчугом, сканью, золочением. Но на самой фигуре Христа дополнительных накладных элементов нет.

А на рубеже XIX-XX веков петербургские оклады и вовсе могли выглядеть как тонкая рамка. Кстати, узнать иконы из Северной столицы можно также по сюжету. Здесь особо почитались образ Спаса Нерукотворного из домика Петра I, который в Москве знали не особо, и образ Казанской Божьей матери.

В отдельной витрине представлены иконы, принадлежавшие членам Императорского дома Романовых. Например, старообрядцы Рогожской общины преподнесли в дар императору Николаю II икону "Святитель Николай Чудотворец": блеск золота и серебра, яркие краски эмали, скань, жемчуг... Согласно датировке, икона была создана в 1894 году, но подношение старообрядцев, вполне вероятно, произошло позднее - в районе 1905 года, когда была объявлена веротерпимость, а старообрядцам дозволено открыто исповедовать свою веру и строить собственные храмы.

Как отметил председатель правления Культурно-исторического фонда "Связь времен" и Музея Фаберже Владимир Воронченко, основная заслуга в организации выставки принадлежит коллекционеру и меценату Михаилу Карисалову. Большая часть экспонатов, 180 единиц, - из собрания его семьи, остальные - из коллекции музея. Учитывая, что иконы являются не только произведениями искусства, но и предметами личного благочестия, они никогда не выставлялись ранее одновременно в таком объеме.