Гормоны из пробирки: эффективность и риски

Гормоны — один из самых действенных инструментов в руках врача, и один из самых опасных — в руках человека, не обладающего знаниями в области медицины. А ныне существующее разнообразие в этой области способно и вовсе запутать среднестатистического пациента. Разбираемся, в чем разница между синтетическими, биоидентичными и фитогормонами?

Гормоны из пробирки: эффективность и риски
© Medaboutme.ru

Гормоны: замки и ключи

Гормоны — это вещества, при помощи которых происходит регуляция работы организма. Они взаимодействуют с клетками-мишенями и запускают те или иные реакции. Это очень узкоспецифичный процесс, потому что каждый гормон вступает в контакт только с определенным видом рецепторов — так называется белковая или белково-углеводная хитро закрученная структура, расположенная на поверхности клетки. Благодаря своей хитрозакрученности, она может активироваться только определенными веществами, которые в точности улягутся во все ее ключевые выемки и выступы и зафиксируются в специальных участках-сайтах связывания. После этого приводится в действие отточенный природой изящный механизм активации реакций, за которые отвечает данный рецептор. То есть, гормоны — это своего рода «ключики» к «замкам»-рецепторам.

Определенные рецепторы расположены на конкретных клетках-мишенях, так что гормоны не могут активировать процессы в неподходящих для этого тканях и органах.

Гормоны вырабатываются в железах внутренней секреции (гландулярная эндокринная система) и в отдельных эндокринных клетках (диффузная эндокринная система). Первые — это семенники (у мужчин) и яичники (у женщин), щитовидная железа и паращитовидные железы, эпифиз, система из гипоталамуса и гипофиза, надпочечники, тимус (вилочковая железа), параганглии и часть поджелудочной железы. Вторые разбросаны по всему организму.

Синтетические гормоны: отмычка для организма

Раз есть замок — найдется и отмычка. Существуют соединения, которые имеют другую формулу и форму, но сайты связывания и прочие ключевые элементы у них точно такие же, как у настоящего гормона. И такое вещество воспринимается рецептором как долгожданный ключ, что приводит к запуску нужной реакции.

Наука давно научилась синтезировать аналоги настоящих гормонов. Именно синтетическими гормонами являются оральные контрацептивы — по своей структуре они не идентичны естественным гормонам, но действуют точно так же. Синтетические гормоны применяются и при терапии различных болезней:

  • щитовидной железы: левотироксин натрия — аналог тироксина и лиотиронин — аналог трийодтиронина;
  • в гинекологической практике: диэтилстильбэстрол — аналог эстрона и синэстрола, этинилэстрадиол — аналог эстрона, прегнин — аналог прогестерона и многие другие;
  • для лечения широкого спектра болезней, связанных с гормонами надпочечников — ревматоидный артрит, аллергия и бронхиальная астма, коллагенозы, нейродермиты и другие кожные патологии, мононуклеоз, шоковые состояния и др. — все это повод для назначения глюкокортикостероидов: преднизолона, преднизона, дексаметазона — аналогов кортизона и гидрортизона, и т.д.

Именно синтетические гормоны являются основой заместительной гормональной терапии. Они «замещают» недостающие гормоны, которые должны в норме вырабатываться самим организмом.

У заместительной гормональной терапии есть главный недостаток: все-таки это не та молекула. Синтетические гормоны прекрасно выполняют свою основную задачу: запускают нужные реакции. Но они не идентичны. Это значит, что они чужеродны для организма и могут вызывать разнообразные побочные эффекты. Также их «неидеальное» строение может быть причиной того, что реакция будет протекать не с такой скоростью, как если бы ее активировал настоящий гормон, не совсем по тому пути и т.д.

Биоидентичные гормоны: как настоящие

Биоидентичные гормоны тоже получены в лаборатории, но по своему строению и структуре они полностью соответствуют своим естественным аналогам. То есть, организм при их применении не видит разницу между своими собственными гормонами и введенными извне.

Примерами биоидентичных гормонов служат:

  • 17-бета-эстрадиол, идентичный эстрадиолу — главному эстрогену, а также предшественник 17-бета-эстрадиола — эстрадиола валерат;
  • микронизированный прогестерон, идентичный прогестерону, который производится яичниками и др.

Биоидентичные гормоны чаще всего выделяют из других живых организмов и «дорабатывают» в лаборатории. Так, аналоги гормонов яичников получают из веществ, выделенных из соевых бобов и дикого ямса (сладкий картофель). Следует понимать, что сами по себе эти вещества еще не являются гормонами или даже прогормонами — без дополнительной обработки никаких гормональных эффектов они не оказывают. А, например, конъюгированный эстроген (препарат Премарин), являющийся аналогом эстрона, выделяют из мочи беременных лошадей.

В США Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) регулирует производство и распространение некоторых биоидентичных гормонов. Однако некоторые рецептурные аптеки сами производят и предлагают своим клиентам так называемые составные гормоны. Они объясняют идею применения таких гормональных смесей индивидуальностью каждого человека и необходимостью особого подхода к его лечению. Однако тут на первое место выходят повышенные риски от употребления препаратов, не подлежащих контролю со стороны вышестоящих органов. Тем более, что речь идет о гормонах. Три влиятельных американских организации — American College of Obstetricians and Gynecologists (ACOG), Endocrine Society и North American Menopause Society (NAMC) выступили против свободной продажи составных гормонов именно по этой причине.

Гормональная терапия и здоровье

Учитывая, что гормоны — это вещества с выраженным узкоспецифичным действием, терапия с их использованием похожа на магию: эффект быстрый и ярко выраженный. Воспаление проходит как по взмаху волшебной палочки, все процессы стабилизируются и нормализуются, дерматиты исчезают, боли — словно не бывало. Пациенты с многолетним гипотиреозом уже через несколько дней после назначения заместительной гормональной терапии начинают видеть мир в совершенно других тонах. Но это чудо не может длиться вечно, и за все приходится платить.

Увы, гормональная терапия — не идеальна. Так, при длительном применении препаратов, идентичных естественным эстрогенам, повышается риск развития рака, возникают и другие угрозы здоровью. Кроме того, биоидентичные гормоны могут замаскировать проявления тяжелых заболеваний, например, аутоиммунного характера, до того момента, когда лечить их будет слишком поздно.

Среди побочных эффектов приема биоидентичных гормонов называют повышение рисков следующих патологий:

инсульт, образование тромбов, расстройства зрения, болезни сердца, рак молочной железы; болезни желчного пузыря; заболевания кожи.

Возникает вопрос: откуда такие риски, если гормоны представляют собой полные аналоги естественных гормонов человека? Дело в том, что процесс, который регулирует каждый отдельно взятый гормон, являются частью многозвенных биохимических реакций, протекающих по всему организму. Такие мощные гормоны, как половые — эстрогены, тестостерон — влияют не только на половую функцию человека и на количество волос на его теле. Они задействованы в огромном количестве процессов, которые могли и не нуждаться в коррекции. В результате, «починив» одну поломку, можно спровоцировать появление других.

Гормональную терапию во многих ситуациях нельзя использовать часто. Понятно, что если у человека удалена щитовидная железа, то ее гормонам неоткуда взяться, так что прием левотироксина становится пожизненным назначением. Но если гормональная терапия назначается на фоне работающего производства гормонов, но по каким-либо причинам недостаточного, есть риск «сломать» его окончательно.

Дело в том, что организм — саморегулирующаяся система, снабженная механизмами обратной связи. Если где-то начинает вырабатываться слишком много какого-то вещества, сработают биохимические датчики и запустят процессы, останавливающие производство или блокирующие (ингибирующие) действие избыточных молекул. Любое вмешательство извне приводит к сбою обратной связи: одни датчики говорят, что гормона нет или его мало, другие — что он есть. При этом биоидентичные гормоны начинают конкурировать с естественными гормонами за рецепторы — и нередко выигрывают. Постепенно, на фоне поступления гормонов извне, обратная связь исчезает, и организм перестает самостоятельно производить их.

Фитогормоны: люди и растения

Фитогормоны — это пример маркетинга, который окончательно запутал бедных потребителей. Люди довольно сильно отличаются от растений. Мы иначе получаем питательные вещества, у нас совершенно по-другому устроены все органы и системы, так что неудивительно, что у нас с растениями разные гормоны. Конечно, у них тоже есть вещества, с помощью которых регулируются те или иные реакции — фитогормоны. Но у человека они работать не будут.

Фитоэстрогены, о которых рассуждают любители фитопрепаратов, вообще не являются фитогормонами. Например, изофлавоны (соя, капуста, горох, зеленые бобы) относятся к фитоэстрогенам, а в организме растений они являются антиоксидантами, ингибиторами длинного списка ферментов, и др. В список фитоэстрогенов входят также куместаны (горох и бобы) и лигнаны (много в семенах кунжута и льна, мало — в пшенице, ржи и ячмене), выполняющие совершенно негормональные функции в растениях. Но они оказывают эстрогеноподобное действие в организме человека.

Факт!

Вещества, которые у человека вступают во взаимодействие с рецепторами эстрогенов и оказывают эстрогеноподобное действие, называют ксеноэстрогенами. Таковыми могут являться даже соединения, далекие от животного мира, например, парабены (консерванты, используемые в косметике) или некоторые компоненты солнцезащитных средств.

Итак, у растений есть соединения, которые по строению сайтов связывания похожи на эстрогены животных — за это они получили свое название. Действие фитоэстрогенов намного более слабое, чем у естественных эстрогенов. Если считать, что эффект от применения эстрадиола составляет 100%, то при использовании фитоэстрогенов — 0,001-0,2%, не более.

Факт!

В 1940-х года австралийские фермеры никак не могли найти причину бесплодия своих овец. Оказалось, что нарушения репродуктивной функции развиваются у животных, которые питаются в основном клевером определенного вида, богатым фитоэстрогенами. Вещества из клевера вытесняли нормальные эстрогены и занимали соответствующие рецепторы, но эффект от этого был слишком слабым.

Выводы

  • Гормональная терапия должна назначаться только врачом. Слишком высоки риски, слишком сложно предугадать все возможные реакции организма на введение таких мощных по своему действию препаратов как гормоны.
  • В целом, биоидентичные гормоны действуют эффективнее синтетических. Но все зависит от целей. Многие патологии прекрасно лечатся синтетическими гормонами.
  • Только врач должен решать, какие именно гормональные препараты следует принимать при данном заболевании: синтетические или биоидентичные. Самолечение грозит серьезными побочными эффектами.
  • Эффект от применения фитоэстрогенов заметен только на фоне значительной нехватки естественных эстрогенов в организме, например, в период менопаузы. Причем речь идет не о питании продуктами, содержащими фитоэстрогены, а о приеме препаратов с высокой их концентрацией. И в этом случае необходима консультация врача.