«Угри уходили, а одежда стирала кожу до крови»

Порой акне превращается в настоящую пытку для тех, кто страдает от проблем с кожей: ничего не помогает от вездесущих высыпаний — ни косметология, ни аптечные мази. Так и случилось с нашей героиней Екатериной из Москвы. Для лечения акне ей пришлось пойти на крайние меры. Редакция WMJ.ru публикует личную историю читательницы.

«Угри уходили, а одежда стирала кожу до крови»
© WMJ.RU

Как все начиналось

В период полового созревания особых проблем с кожей у меня не было: иногда появлялось по несколько прыщиков, но они обычно быстро проходили. Имеющиеся высыпания и акне-то назвать было сложно — типичные проблемы с кожей типичного подростка. Настоящий кошмар начался летом перед вторым курсом университета: ужасные болезненные прыщи покрыли подбородок. Бороться я с ними стала корейской косметикой, во всемогуществе которой была уверена. Конечно же, лучше не стало, а прыщи продолжили появляться, теперь еще и на щеках, по несколько штук в день. Когда стало понятно, что обычными кремами и даже аптечными средствами не справиться, пришлось обращаться к дерматологу.

При первом посещении врача из-за особенностей локализации высыпаний и незначительного повышения мужских половых гормонов мне назначили гормональные препараты — оральные контрацептивы с выраженным косметическим эффектом. После нескольких месяцев приема ситуация с акне не улучшилась, а анализы показывали, что все в норме и внутренних причин для высыпаний нет. Помимо противозачаточных за все время лечения, я успела пропить курс антибиотиков, чтобы убрать воспаления. После всех мучений остался лишь один шанс избавиться от акне — системные ретиноиды. Это лекарственные препараты, содержащие изотретиноин — витамин A. Перед началом лечения меня предупредили обо всех побочных эффектах и противопоказаниях. Остановлюсь на каждом подробнее.

Это долго

Лечение системными ретиноидами затягивается надолго — от шести месяцев до года. Все, конечно, зависит от дозировки препарата: чем она меньше, тем дольше можно применять. У ретиноидов есть определенная доза, которую ты должна набрать. Несмотря на то что улучшения заметны уже через месяц-два приема препарата, чтобы предотвратить рецидив, ретиноиды пьют до конца лечения.

Удобно, когда период лечения выпадает на зимние месяцы: во время приема ретиноидов категорически запрещено загорать и необходимо использовать кремы с высоким SPF-фактором, ведь кожа истончается, а значит, риск солнечных ожогов возрастает в разы. Так уж вышло, что я начала принимать ретиноиды в апреле, но обещанных проблем с пребыванием на солнце так и не случилось: съездила на летний отдых и вернулась с ровным легким загаром. Что касается правильного загара, то вся эпопея с лечением акне меня многому научила: до сих пор даже после окончания лечения использую крем с SPF не ниже 30, чтобы избежать проблем с кожей из-за вредного действия солнца.

Это дорого

© WMJ.RU

Лечение ретиноидами бюджетным вариантом не назовешь. Упаковка таблеток на месяц (1 таблетка — 1 день) стоит от 1500 до 4000 рублей в зависимости от прописанной дозировки. Прерывать курс ни в коем случае нельзя, иначе весь эффект сойдет на нет. Помимо этого, потратиться придется на противозачаточные таблетки, так как во время лечения категорически нельзя необдуманно относиться к контрацепции, а значит, прибавляем к ежемесячной сумме 1000 рублей.

Если учесть, что в государственных кожно-венерологических диспансерах ретиноиды врачи тебе едва ли пропишут из-за возможного вреда препарата для здоровья, а также нежелания доктора брать на себя серьезную ответственность за выписку такого препарата, то придется ходить к дерматологу в негосударственную платную клинику хотя бы раз в два месяца для консультаций по уходу за кожей и изменению дозировки. Кроме того, уход за кожей на лечебной аптечной косметике тоже влетает в копеечку: из-за повышенной чувствительности кожи и сухости тебе придется купить увлажняющий крем, а для защиты от солнца — санскрин с высоким SPF-фактором, который подойдет для чувствительной сухой кожи.

Это может быть опасно

Однако главная проблема ретиноидов, содержащих изотретиноин, не в стоимости или длительности лечения, а в возможных побочных эффектах. Начнем с главного противопоказания: применять ретиноиды категорически запрещено во время беременности. Главный компонент препаратов изотретиноин вызывает нарушения в развитии плода, поэтому прием ретиноидов — это показание к прерыванию беременности.

Еще одна проблема — это повышенная нагрузка на печень, так как именно через этот орган проходят все лекарственные препараты. Девушкам врачи назначает не только сам ретиноид, но и оральные контрацептивы, а значит, и нагрузка на печень увеличивается. Неудивительно, что появлялись различные ограничения. Например, из рациона питания лучше было убрать все продукты, которые наносят печени вред, а от алкоголя стоило отказаться совсем. Стоит признать, что иногда я позволяла себе выпить бокал или два по праздникам, и ухудшения самочувствия не отмечалось. Анализы на ферменты печени как до, так и после курса лечения были в норме, так что меня проблемы со здоровьем миновали.

От одной проблемы избавилась, другую приобрела

© WMJ.RU

Лечение ретиноидами строится по принципу «одно лечим, другое калечим»: ты вылечишь прыщи, но навредишь своей коже. Изотретиноин снижает выработку себума — кожного сала — максимально благоприятной среды для процветания бактерий, вирусов, кожного клеща и прочих причин появления высыпаний. Кожное сало, если оно вырабатывается нормально, выполняет защитную функцию и выступает липидным барьером. Принимая ретиноиды, ты, с одной стороны, решаешь проблему прыщей, а с другой стороны, лишаешь кожу защиты. Ничего удивительного, что кожа при лечении ретиноидами становится сухой и чувствительной, а потому трескается и шелушится. Первое, по чему можно судить, что изотретиноин работает, — это губы: уже после недели приема таблеток они начали шелушиться, кровоточить и выглядеть не лучшим образом. Единственным спасением стал бальзам, к слову тоже с SPF. Лицо и губы еще можно было ежедневно увлажнять и подпитывать, а вот до ежедневного использования масла или лосьона для тела руки не доходили. Кожа была похожа на бумагу, любая обувь натирала ноги через 20 минут после выхода на улицу, а одежда стирала кожу до крови.

Прошел год после окончания лечения. Акне так и не вернулось. Кожа все еще чувствительная и очень тонкая, поддерживать ее в хорошем состоянии помогает только гигантский арсенал косметики и постоянные посещения косметолога для профессионального ухода. И все же, если бы меня спросили, решилась бы я на такое лечение еще раз, я бы ответила однозначное «да»: сухая и чувствительная кожа не вызывает депрессии и жутких комплексов, а вот тяжелая форма акне портила мне жизнь еще очень-очень долго. Для меня эта игра стоила свеч.