Йога как философия: что нужно знать о древней индийской практике
Когда люди приходят в йога-центр, они редко задумываются, что йога – это древняя индийская философия, которая развивалась примерно две тысячи лет. Над этой философией точно так же, как и над западной, размышляли великие умы. И если человек хочет прикоснуться не только к оздоравливающим физическими упражнениям, но и к восточной индийской культуре, то знать основы философии йоги просто необходимо.
Разобраться в йога-сутрах поможет Мария Николаева, которая посвятила свою дипломную работу философским основаниям современной школы хатха-йоги. Кстати, слово «сутра» в переводе с санскрита означает путеводную нить, руководство к действию. В йоге сутрами называют краткие изречения и наставления, которые, объединяясь, составляют целую философию.
Источник фото: unsplash.com
Две тысячи лет назад индийцы, точно так же, как и европейцы, пытались объяснить происхождение мира и найти смысл человеческой жизни. Духовное и физическое самосовершенствование – вот, что лежит в основе йоги. И, несмотря на то, что в современном мире эти учения легко опровергает наука, у йоги до сих пор остается множество почитателей по всему миру. Наверное, именно это стремление к здоровью и совершенству притягивает людей к йоге.
Это интересно: Йога для начинающих: как выбрать свою практику
«На самом деле, йога прежде всего – это философия. Классическая йога является одной из шести главных индийских философских систем. Если вы возьмете любой учебник индийской философии, то среди этих систем будет йога. И как философская система она сформировалась на рубеже новой эры (датировки плавают плюс-минус два века). Философские системы в Индии называются словом "даршана"», – рассказывает Мария Николаева.
Даршана в философии – это нечто вроде явления бога. Однако не в буквальном смысле, а в духовном. Даршана трактуется как внутреннее прозрение, которое освещает или проясняет внутреннее пространство человека. Даршана – это интеллектуальная ясность ума и озарения.
Источник фото: unsplash.com
Философская система в Индии представляет собой божественное мироустройство, видение того, как человеку из несовершенного стать совершенным. Трезвое видение и оценка реальности для индийцев – это стремление к освобождению от перерождений. Поэтому все индийские философские системы, в отличие от западных, очень практичны. Даршаны – это системы самосовершенствования.
«В индийских понятиях получается такая картина: есть закон кармы, и, соответственно, душа многократно перевоплощается, следуя санскарам – причинам, которые вызывают следствия. И человек, фактически, находится в плену такой ситуации, когда он вынужден вращаться как белка в колесе во множестве разных воплощений, всякий раз делая что-то новое и потом опять бесконечно возвращаясь в исходное состояние. Йога – это система последовательной проработки этих кармических санскар на разных уровнях: на физическом, на энергетическом, на ментальном, чтобы развязать эти узлы и полностью освободиться», – рассказывает эксперт.
Это интересно: Пятерка лучших дыхательных упражнений из йоги
Санскара, как ни странно, это только отчасти философское понятие. А в целом – известное практически каждому человеку. Индусы считают, что это «ритуалы» и «переходные обряды». А на самом деле это просто важные этапы жизни человека, хоть и приправленные индийскими культурными «специями».
В социальных сетях ходит шутка: а что, если называть годы жизни уровнями? «Я на сорок втором уровне» звучит лучше, чем «Мне 42, и я начинаю стареть». Индийские санскары структурированы по тому же принципу.
Источник фото: unsplash.com
Например, гарбхадхана – это первая санскара и просто акт зачатия ребенка. Джатакарман – это церемония рождения ребенка. Намакарана – это церемония присвоения имени ребенку. Другие санскары говорят о первом приеме твердой пищи ребенком, о прокалывании ушей, начале изучения алфавита, первом бритье юноши и свадьбе.
Зачем человеку освобождаться? Мария Николаева объясняет: освободиться – значит сделать так, чтобы человеческая душа стала тождественна всеобщему духу. Другими словами – перестать перерождаться и достигнуть нирваны.
«Последняя стадия в йоге – самадхи – это такое состояние, где не «прорасатают» семена кармы, где нет никаких причин, чтобы продолжать перевоплощаться. Человек остается свободен», – рассказывает эксперт.
Это интересно: Дышите — не дышите: правильно ли мы дышим?
Кстати, многие под понятием «карма» понимают «кайф» – состояние, когда хорошо и спокойно, не нужно ни о чем волноваться. Однако человек, знакомый с индийской культурой, знает, что нирвана – это состояние выхода из круга рождения и смертей (колеса сансары). Это не жизнь и не смерть. Это нечто, что выше этих простых «земных» категорий.
«Став свободным, человек вовсе не обязательно должен умирать. Есть понятие дживан-мукта – освобожденный при жизни. Он может продолжать существовать в физическом теле, но он теперь он будет заниматься не личными задачами и целями, а выступать в роли наставника, помогать людям. Ну либо просто сидеть и светиться, потому что больше делать нечего», – смеется Мария Николаева.
На самом деле, если взять все санскритские комментарии ко всем сутрам, то получится несколько огромным томов текста. Любая современная йога-практика все равно будет философски обращена в тем самым йога-сутрам. Это базовое, важное знание развивается вместе с человечеством на протяжении двух тысяч лет и продолжает нести свет и надежду.