Лаборатория в доме, антивирусная лампа. Ниши для бизнеса в ковидную эпоху

В конце этого месяца в наукограде Кольцово пройдет XIV Сибирская венчурная ярмарка. На ней обсудят корпоративные и венчурные инвестиции в биотехнологии в условиях меняющегося мира. Эксперты ярмарки признают, что коронавирус спровоцировал появление новых идей и продуктов. Пандемия коронавируса создает не только проблемы, но и решения. Благодаря новой вирусной угрозе, сектор биофармацевтики и биотехнологий стал притягивать инвесторов – снова актуализировалась тема долгой и здоровой жизни. Например, недавно стало известно, что американский фармацевтический гигант Bristol-Myers Squibb купит компанию – разработчика препаратов для сердечно-сосудистых заболеваний MyoKardia, а летом французская корпорация Sanofi приобрела американскую биотех-компанию Principia Biopharma, специализирующуюся на лечении аутоиммунных заболеваний. Другой «ковидный» тренд – диверсификация компаний в сторону биотеха и биофармы. «Российская газета», официальное издание правительства РФ, опубликовала перечень компаний, которые в пандемию перешли на производство новой для себя продукции. Из них можно отметить «Парус Электро», производителя батареек, освоившего выпуск медицинских масок, текстильное предприятие Grishko, которое занималось пошивом пуантов для балетных школ, а теперь включило в ассортимент хирургические бахилы, и компания «ЛЕД-Эффект», создавшая светодиодный светильник со встроенным обеззараживающим модулем. Эксперт Сибирской венчурной ярмарки Илья Ивахин, в качестве приоритетных ниш для бизнеса сегодня назвал онлайн-торговлю, доставку продуктов, прокат самокатов и экспресс-лаборатории по диагностике заболеваний. «Из-за перепрофилирования поликлиник в ковидные госпитали люди стали бояться туда ходить, но болеть-то они не перестали. Некоторые игроки на рынке сделали правильные ходы, и теперь вместо одной поликлиники на весь район у нас есть клиническая лаборатория на квартал, а скоро будет лаборатория в каждом доме и подъезде», – сообщил Ивахин. Спикер деловой части ярмарки, директор проектного офиса «Развитие технологий» в ПАО «Ростелеком» Любовь Симонова-Емельянова среди актуальных ниш назвала «здоровье населения, биосферы, планеты и космоса». «Направления могут быть разные. Например, искусственная еда из растительного белка. Это биофудтех. Есть разработки по заменителям мяса. На вкус такая еда как мясо, то есть мы обманываем мозг, давая телу растительную пищу. Вегетарианцы и люди, придерживающиеся диет, оценят этот продукт. Другая история – это агробиотехнологии, выращивание сельскохозяйственных культур в изолированных системах. Это хорошая долгая инвестиция, но ее надо делать вовремя и с правильной командой», – добавила Симонова-Емельянова. В новых трендах биотеха есть и ловушка – чрезмерное увлечение междисциплинарностью и кроссфункциональностью. Председатель секции «Биофизика» на научной конференции OpenBio, заведующий лабораторией цитометрии и биокинетики Института химической кинетики и горения СО РАН Валерий Мальцев считает, что сейчас на первое место выходит дилетантский подход к разработкам в биотехе. «Одни разрабатывают новый оптический скальпель или систему облучения, но не понимают, как идут процессы в клетках. Биологи, которые сотрудничают с разработчиками новых систем, слепо верят в цифры на экране монитора. В такой междисциплинарности одни минусы. Использование нейросетей и искусственного интеллекта в проведении диагностики на базе параметров, достоверность которых научно не подтверждена – это, извините, хайп, а не диагностика», – заключил эксперт. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Лаборатория в доме, антивирусная лампа. Ниши для бизнеса в ковидную эпоху
© РИА "ФедералПресс"