Как отреагировала фарминдустрия на изменения в правилах маркировки?

На прошлой неделе редакция Business FM широко несколько раз освещала проблему нехватки лекарств в российских аптеках. Она связана в первую очередь со сбоями в системе цифровой маркировке.

Как отреагировала фарминдустрия на изменения в правилах маркировки?
© BFM.RU

23 октября мы задали вопрос по этому поводу Дмитрию Пескову. Пресс-секретарь президента переадресовал его в правительство, сказав, что Кремль не располагает информацией о деталях. В этот же день депутаты Госдумы от ЛДПР попросили вице-премьера Татьяну Голикову ввести мораторий на обязательную маркировку.

В субботу отреагировали в Минпромторге. Глава ведомства Денис Мантуров заявил, что систему переведут в уведомительный режим. Что это означает: сейчас и производители и дистрибьюторы и аптекари обязаны ввести данные о каждой упаковке в систему «Честный знак» и дождаться от нее ответа. Но из-за неполадок ответов приходилось ждать несколько дней, данные терялись, система зависала. Без регистрации в системе отгрузить партии препаратов и продать их в аптеках нельзя, за нарушение — штрафы и потеря лицензии. Теперь ответа от «Честного знака» можно не ждать — достаточно только уведомить.

Поможет ли решение Минпромторга, комментирует генеральный директор ассоциации фармпроизводителей Виктор Дмитриев.

Виктор Дмитриев генеральный директор ассоциации фармпроизводителей «Теряется целеполагание, потому что когда всю эту систему затевали, она должна была предотвращать попадание в обращение фальсифицированных лекарств. Если вот такого обмена информацией не будет с оператором, цель достигнута быть не сможет. Мы должны убедиться в том, что оператор состоянии сделать работоспособную систему. Пока мы этого не увидели. Как они говорят, я в данном случае имею в виду оператора, в системе сейчас не больше 10% препаратов маркированных, и она рухнула уже».

Мнение аптекарей разделились. Представители крупных сетей поддерживают уведомительный порядок. Но предлагают ввести его на год, чтобы за это время оператор, Центр развития перспективных технологий успел отладить систему. Мелкие участники рынка поддерживают предложение Госдумы — ввести мораторий. Их аргументы: во-первых, сбои приводят к тому, что не только дождаться ответа, но и в принципе ввести данные в систему бывает невозможно. Это значит, что лекарства все равно в продажу не поступят. Во-вторых, постановление о цифровой маркировке не отменяют и не замораживают.

И хоть власти и пообещали не штрафовать аптекарей, никто не знает, как они будут действовать дальше. Комментирует управляющий аптекой №254 «Симплекс» Александр Вандышев.

Александр Вандышев управляющий аптекой №254 «Симплекс» «Фактически действует постановление правительства на сегодняшний день, по которому оборот лекарственных средств без маркировки честным знаком является незаконным, оно действует, никто его не отменял, и, судя по заявлению Мантурова, отменять не собирается. Поэтому если в Москве нас не будут штрафовать сразу, может быть, сильно, то региональные чиновники будут выдумывать и делать все, что они хотят. У меня нет сомнений нет. Так было и так будет».

В Минпромторге заявили, что меняют принцип работы «Честного знака,» учитывая «пик повышенного спроса». Ажиотаж действительно внес свою лепту в дефицит лекарств. Но это спрос на антибиотики, на жаропонижающие, на те препараты, которые врачи выписывают больным коронавирусом. Проблема же в том, что из аптек исчезли и другие лекарства, которые к COVID-19 не имеют отношения. Вот что говорит врач-терапевт Людмила Лапа.

Людмила Лапа врач-терапевт «Пожилая женщина, мы не можем ничем убрать ей температуру. Если бы у нас был тот же «Метипред», мы бы этот вопрос решили очень быстро. Он положен и по диагнозу, и по всему, а мы не можем убрать температуру 39,9 уже неделю. Такого же не может быть. Нет, например, гормонов. Это вообще катастрофа. Это же для многих жизненно важное лекарство, особенно для аутоиммунных больных, больных ревматоидными артритами. А их просто в продаже нет».

Еще один штрих, который мы нашли в письме из Калининграда. Росздравнадзор (почему-то не местное отделение, а Нижегородское) принял решение, что одна из аптек нарушает закон, продавая без разрешения лекарства через интернет. Но сайт, о котором идет речь, — по сути, агрегатор, он позволяет лишь забронировать препараты, чтобы их доставили в нужную аптеку. И в условиях дефицита, когда в поисках лекарств приходится объезжать весь город — это выход. Рассказывает владелец калининградской аптечной сети «Больше чем меньше» Игорь Кастусик.

Игорь Кастусик владелец калининградской аптечной сети «Больше чем меньше» «Покупатель ехал туда и выкупал забронированное им лекарство, в одну аптеку. Ему не нужно было ездить по всему городу и искать лекарство. Тем более, вы же знаете, что сейчас дефицит. В одной аптеке одно лекарство, в другой — другое. Таким образом, покупатель ехал в одну аптеку, выкупал лекарство и не заражал других разъезжая в транспорте, на такси, посещая разные аптеки».

Есть и еще одна проблема, которая помимо маркировки и ажиотажного спроса тоже привела к дефициту. Это цены на жизненно важные препараты, которые регулирует государство. Производители перестают поставлять такие лекарства, потому что себестоимость подчас выше тех цен, что диктуют власти. В результате препараты, в первую очередь недорогие, пропадают из аптек.

Правда, ФАС и Минздрав бизнес услышали и сейчас разрабатывают документ, которые позволит индексировать цены на нерентабельные, но жизненно важные лекарства. Проект, как недавно сообщали антимонопольщики, в стадии доработки и согласования. Придется подождать, пока госслужащие доработают, согласуют и примут. Будут ли эффективно работать новые правила системы маркировки — покажут ближайшие недели. Цель: создать условия, чтобы по «Честному знаку» без сбоев проходили миллиарды упаковок. Реальность: в систему, как говорят на рынке, внесли 10% от промаркированных лекарств — и она не выдержала.