Войти в почту

«Сонная болезнь» в селе Калачи. Ученые приблизились к разгадке тайны

Поселок Калачи в Казахстане впал в спячку. Местных жителей подкосила «сонная болезнь». За год – десятки жертв. Люди буквально отключаются и не помнят себя по несколько дней, некоторые видят галлюцинации. Более того, случаются рецидивы. Ученые провели уже семь тысяч исследований, и пока никакого результата. настроения в поселке уже панические. Местные жители пытаются продавать свои дома, однако о Калачах уже поползла дурная слава – жить там никто не хочет, даже за бесплатно. Люди в отчаянии призывают на помощь экстрасенсов, Минздраву доверяют не до конца – считают, что чиновники скрывают от них какую-то правду. По поселку ходят самые невероятные слухи. Одни уверены, что это кара небесная, другие – что виной всему инопланетяне. Боятся, короче, всего, даже передатчиков сотовой связи. Корреспондент МИР 24 Дина Кужантаева провела собственное расследование, и у нее, кажется, появилась зацепка.

Эльзу Андреевну в районную больницу привезли на днях. В гостях у сына пенсионерка внезапно заснула. Разбудить бабушку удалось только через несколько дней. Из затяжного сна вывели медики.

«Как пьяная сидишь. Руки падают. Лягу, сразу сплю. Устану, пойду, не могу ходить», – указала жительница села Калачи Эльза Рерих.

«Я пришел, вот на это место лег (ложится), жена там лежит. Вот, лежал, и как у меня рука вот так лежала, так я и уснул», – отметил мужчина.

Вот так лечь и заснуть средь бела дня сразу на пять суток, кто бы поверил! Сельчанин Виктор Макаров и сам удивляется – вставал всегда на рассвете, на здоровье не жаловался, а сон сморил так, что разбудить не могли ни дети, ни жена.

«Просто спит! Вот будишь когда сонного человека, он – а? что?- хоть какой-то разговор. А это вообще вот. Как пьяного подыми, то это», – указала жена Виктора Лариса Макарова.

Сначала домочадцы думали: а вдруг и вправду последствия алкоголя? Сомнения рассеялись, когда в этом же поселке точно так же заснул двухлетний ребенок. В деревянной двухэтажке, где девочка живет с матерью, батарей нет. Приходится топить печь. Поэтому первое, что пришло на ум, влияние угарного газа.

«Заснула, сутки вот здесь она пролежала. Проснется, поплачет, воды попьет и дальше спит. Глаза не открывала. Вызвали на следующий день врача, медсестру. Пришла, будила-будила, не может разбудить», – рассказала мама Арины Наталья Першакова

Версию с угарным газом в районной больнице не подтвердили: медики констатировали заболевание дыхательных путей. Через несколько дней село облетела новая весть – прямо на уроках заснул девятиклассник.

Для небольшого села Калачи эта «эпидемия сна» стала полной неожиданностью. Расположенное на севере Казахстана с резкоконтинентальным климатом, оно ничем не отличается от десятков соседних поселков. Но так аномально засыпают только здесь.

«Раньше все объясняли смехом – этот пьет, этот не пьет. Хотя болезнь прежде всего коснулась людей, не злоупотребляющих спиртными напитками. Болезнь начала развиваться из года в год в арифметической прогрессии – 2, 4, 8, 16, 32. Понимаете?» – рассказал житель села Виктор Крюков.

Все началось в марте 2013-го. Один за другим уснули восемь сельчан. К весне 2014-го число больных перевалило за 30. Сельский врач Татьяна Протасова с загадочной болезнью столкнулась не только в больнице. Недавно точно так же заснул ее отец. Сопоставляя истории болезней, доктор обнаружила: пациенты друг с другом не контактировали. А значит, вирусная инфекция исключена. Дальнейшие анализы и обследования показали, что люди, в общем-то, здоровы. Симптомы не подошли ни под одну из известных науке болезней.

«Больные жалуются на головокружение, шаткость при ходьбе, у некоторых отмечается двоение в глазах, и главное, выраженная сонливость. Это совершенно разные и по полу, и по социальной принадлежности люди. И молодые, и дети стали поступать, и пожилые. И работающие, и неработающие, домохозяйки. Тут нету связи причинной какой-то», – сказала врач Татьяна Протасова.

С 60-х по 90-е годы прошлого века недалеко от села Калачи добывалась урановая руда. Все три рудника находились в десятках километров от поселка. С распадом СССР производство урана ликвидировали. А в начале двухтысячных в рамках государственной программы шахты были законсервированы. Возможное воздействие радиации в поселке стали рассматривать как одну из главных причин повального засыпания.

«Действительно, здесь недалеко находились урановые шахты. РУ-4 был рудник. Ну, конечно, многие жители сначала думали на него, но были сделаны замеры. Гамма-фон в норме, как нам сказали представители гражданской обороны, представители ЧС. Неоднократно СЭС анализы проводил. Гамма-фон в норме», – подчеркнула аким поселка Красногорский Асель Садвакасова.

Александр Ратц и Виктор Крюков на урановом руднике отработали больше 30 лет. Обоим за семьдесят. «Мы тоже напуганы, мы не знаем, с чем это связано. Фактически-то заключения нам не дают. Мы не знаем последствия, с чем оно свяжется и как это аукнется. Но с ураном я это не связываю. Потому что, если бы с ураном было связано, то я первый попался бы», – указал Александр Ратц.

В республиканском Министерстве здравоохранения разводят руками. За год проведено около семи тысяч исследований. Назвали и диагноз – «токсическая энцефалопатия», проще говоря, поражение головного мозга.

«Показатели не превышают установленные гигиенические нормативы. Поэтому на сегодня причину, связанную с эпидемиологической ситуацией, санитарно-эпидемиологическая экспертиза причинно-следственных связей не выявила», – отмечала министр здравоохранения Казахстана в 2014 году Салидат Карбекова.

За расследование причин «сонной болезни» взялись в казахстанском правительстве. Премьером было поручено создать межведомственную рабочую группу. В нее вошли вице-министры здравоохранения, окружающей среды и водных ресурсов, индустрии и новых технологий. Привлечены специалисты МЧС, медики, геологи и даже агентство по защите конкуренции. Пока вновь созданная комиссия проводит закрытые совещания и результаты работы не озвучивает.

Однако у врачей Есильской районной больницы, куда поступают спящие, появилась хоть какая-то зацепка. Аномальная сонливость может быть связана с краткосрочным потеплением. Есть причины.

«По заключению комиссии, здесь они предполагают, но еще точно не установлено (это еще будет обследоваться, может потом к чему-то и придут), но какие-то неустановленные газы, инертные газы воздействуют. Именно в период потепления, похолодания, когда резко меняется климат. Они где-то или разломы, или шахты где-то есть, они, эти газы, выбрасываются периодически и действуют на людей», – сказал главный врач Есильской районной больницы Кабдрашит Альмаганбетов.

Пока правительственная комиссия ищет причину сонной болезни, детей и взрослых из Калачей отправили на санаторно-курортное лечение.

Правительственная комиссия обещает найти причину сонной болезни. Правда, когда это случится, кабинет министров не уточняет. Режим ЧС в селе Калачи решили пока не вводить. Сейчас здесь ждут приезда специалистов-ядерщиков из города Курчатова. Калачинцы уже приготовили им домик и выразили готовность помочь в расследовании.

Накануне команда ученых из «Назарбаев Университета» во главе с профессором-эпидемиологом Байроном Крэйпом выдвинула новую версию причин возникновения «сонной болезни» в Калачах. Специалисты считают, что сельчане впадали в спячку из-за подземной воды, которую отравили химикатами.

«Химикаты могли попасть в состав питьевой воды, например, через урановые рудники, заброшенные с конца 80-х годов. Военные могли скидывать туда химические отходы, использовать месторождения как стихийные свалки. Есть вероятность, что там разрабатывали химическое оружие, а отдельные химикаты-отходы зарывали в землю», – объяснил Крэйп.

В настоящее время «сонная болезнь» в селе Калачи себя никак не проявляет, поэтому подтвердить или опровергнуть гипотезу можно, только лишь спустившись в один из расположенных неподалеку урановых рудников. Однако туда людям спускаться опасно, поэтому ученые совместно со Школой инженерии «Назарбаев Университета» собираются соорудить специальный беспилотник, который спустят для взятия проб в урановые месторождения.