Войти в почту

На передовой: 2020-й год глазами врачей

Столичные медики почти на протяжении года борются с опасным и коварным врагом — новой коронавирусной инфекцией. Весной, на пике пандемии, заболевшим оказывали помощь более 69 тысяч медиков. Это врачи, средний и младший медперсонал, сотрудники скорой помощи. Именно они оказались на передовой борьбы с COVID-19, ежедневно рискуя своим здоровьем.

На передовой: 2020-й год глазами врачей
© Mos.ru

Каким выдался для столичных врачей 2020 год и когда можно будет заявить о победе над коронавирусом? Насколько сегодняшняя ситуация отличается от весеннего пика и как медики справляются с нагрузкой? Главные врачи и руководители столичных поликлиник, стационаров, медицинских научно-исследовательских институтов рассказали mos.ru, как за год изменилась расстановка сил и возможно ли взять COVID-19 под контроль.

Денис Проценко: Задача вакцинации — управлять заболеваемостью и минимизировать тяжелые случаи

Главный врач медицинского комплекса в Коммунарке

Самым сложным была минувшая весна. Мы столкнулись с непонятной для нас болезнью, было непонятно, как ее лечить, чем лечить, непонятна особенность тяжелого течения. Все это мы на ходу осваивали, анализировали, вникали, обсуждали с нашими коллегами, в том числе зарубежными.

Сегодняшняя ситуация отличается тем, что, с одной стороны, мы научились быстро диагностировать это заболевание, у нас появились определенные инструменты купирования и лечения тяжелых форм. Но, к сожалению, пока нет идеального целенаправленного препарата для лечения, и это тоже ограничение, с которым мы сталкиваемся.

Конечно, в условиях вирусных эпидемий вакцинация — это единственно возможный выход для профилактики. И то, что в мире так быстро была создана вакцина, и то, что эта вакцина есть в России, и не одна, вселяет оптимизм.

В борьбе с COVID-19 Москва — это пример не только для регионов, но и для многих стран мира. Речь идет о быстрой реакции, быстрой перепрофилизации, отсутствии дефицита коек, быстром развертывании и построении резервных госпиталей, быстром оснащении этого количества коек, быстром увеличении реанимационного коечного фонда, оснащении кислородом, отсутствии его дефицита, наличии аппаратов, создании локальных протоков, постоянном обсуждении. Мне кажется, что все это должно стать примером для многих городов и регионов.

Москвичам, которых коронавирус, к счастью, не затронул, наверное, могу посоветовать две вещи. Первое — вакцинироваться. И второе — продолжать не терять настороженность. Носите маски, регулярно их меняйте, соблюдайте социальную дистанцию и максимально берегите себя от ненужных контактов, попадания в места массового скопления людей.

Вакцинация даст нам возможность если не победить, то контролировать коронавирус. Победить инфекцию на самом деле очень сложно, но ее контролировать, минимизировать тяжелые случаи и управлять заболеваемостью за счет вакцинации — это будущее 2021 года. Я очень на это надеюсь и в это верю.

Валерий Вечорко: Расслабляться не стоит

Главный врач городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова

COVID-19 коварен и непредсказуем. И хотя его геном и механизм влияния на организм уже изучен, просчитать и спрогнозировать, как вирус поведет себя в каждом конкретном случае, не представляется возможным. Кто-то переносит болезнь бессимптомно, кто-то попадает в реанимацию.

Мы делаем все возможное, чтобы помочь, вылечить. И нам это удается. С 27 марта нами пролечено более 40 тысяч пациентов. Хочется отметить, что за это время мы выписали более 700 пациентов в возрасте старше 90 лет. А четверым из них более 100 лет. Коронавирусная инфекция не приговор, но относиться к ней необходимо максимально бдительно. Москвичам сейчас не стоит расслабляться. Даже тем, кто уже переболел. Вирус очень заразен. Необходимо соблюдать меры эпидемиологической безопасности, носить маски, перчатки, пользоваться санитайзерами, соблюдать социальную дистанцию и без лишней надобности не посещать места массового скопления людей.

Никто в мире сегодня не даст вам ответа на вопрос, когда закончится пандемия. Одно понятно: чтобы вирус ослаб и перешел в разряд сезонных респираторных заболеваний, необходимо формирование коллективного иммунитета. А для этого необходимо, чтобы более 70 процентов населения его приобрели. Это возможно либо переболев, либо получив вакцину. Второй вариант мне представляется более безопасным.

Андрей Шкода: Оспу победили? Победим и коронавирус

Главный врач городской клинической больницы № 67 имени Л.А. Ворохобова

Мы уже знаем, как лечить COVID-19, как его диагностировать. В этом плане накоплен большой опыт, и это дорогого стоит. Все медработники Москвы — на всех уровнях — работали как одна команда. Мы постоянно обменивались опытом, который накапливали, буквально с первого дня пандемии, всегда ощущали поддержку друг друга — это важно.

Мы за этот год открыли четыре новых лечебных учреждения. Но что значит открыть? Это нужно отладить все механизмы, начиная от питания, лечения, снабжения, уборки. В общем, целый комплекс. И мы их не просто открыли, они работают как часы. Особенно выделяется резервный госпиталь в ледовом дворце «Крылатское». Это огромная площадка, здесь насчитывается 1347 коек, из них 42 реанимационные.

Одно из достижений Москвы — организована экспресс-диагностика поражения легких на основе нейронной сети. В народе ее называют КТ-калькулятор. Эту работу наша больница вела совместно с учеными МГУ и Департамента информационных технологий. Этот сервис, может, и не полностью заменяет КТ, но это новый инструмент в руках врачей, который позволяет по анализу крови и другим параметрам спрогнозировать течение пневмонии. Это очень точный «калькулятор». Попадание — более 90 процентов.

Коронавирус мы победим. Раньше люди спрашивали врачей: можно ли победить оспу? Победили. Можно ли победить корь? Победили. Так и коронавирус можно победить, если мы все будем соблюдать те требования, о которых говорят медики. Конечно же, и массовая вакцинация внесет свой вклад.

Сергей Петриков: В борьбе с COVID-19 Москва всегда шла на шаг впереди

Директор Научно-исследовательского института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского

Когда мы только столкнулись с коронавирусной инфекцией, мы не понимали масштабов того, с чем нам придется работать. Уже потом поступила разнарядка о перепрофилировании наших корпусов. Мы этим занялись ответственно: перепланировали помещения, делали различные шлюзы, закупали расходные материалы для защиты персонала. Очень серьезно работала научная структура института. Потому что надо было подготовится к тому, как мы будем лечить пациентов, все-таки мы научно-исследовательский институт. 20 марта открылись и с первых часов осознали масштаб проблемы.

Надо понимать, что в институте логистика оказания помощи больным с коронавирусной инфекцией отличается от больниц. У нас большой реанимационный фонд — открыты 92 реанимационные койки и всего лишь 43 госпитальные. Из тех пациентов, которые находятся в реанимационных отделениях, половине требуются различные методы респираторной поддержки, это очень тяжелые больные.

Ни одна страна, ни один город не подготовились к лечению коронавирусной инфекции так, как Москва. Москва всегда шла на шаг впереди, и многие меры вводились превентивно, а задачи ставились заранее, продумывались различные ходы.

В Москве есть четко налаженная государственная система здравоохранения. Это позволило быстро и эффективно регулировать количество коек для больных коронавирусной инфекцией. Если надо, то перепрофилировались целые стационары. Если это было не нужно, то их возвращали к обычной жизни. Важно, что, помимо лечения больных с коронавирусной инфекцией, удалось не останавливать и не уменьшать объемы экстренной плановой помощи пациентам.

В этой истории главное — выстоять, пока вся эта коронавирусная армада не пошла на спад. А она в любом случае пойдет на спад, таковы эпидемиологические законы. Нам надо продержаться, и желательно без больших потерь.

Николай Плавунов: Мы должны сделать коронавирусную инфекцию управляемой

Главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова

На первых этапах пандемии было сложно прогнозировать развитие этого процесса. Хотя было понятно, что это воздушно-капельная инфекция со своими особенностями и клиническим лечением. Тем не менее вряд ли ее можно сравнить с какой-то другой инфекцией по масштабу распространения.

Сегодня ситуация, безусловно, сложная, но она гораздо понятнее. Понятно, как работать с инфекцией, создан четкий алгоритм действий. Пока снижения заболевших не происходит ни в регионах, ни в Москве. Только есть одна особенность. В начале этой эпидситуации заболевшие в Москве составляли примерно 75–80 процентов от всех заболевших в России, а теперь наоборот. Москва — это где-то 20–25 процентов, а остальные случаи — это регионы. Сегодня регионы используют опыт Москвы, который мы накопили весной. Ситуация повернулась в другую сторону, и, конечно, Москва оказалась наиболее подготовленной к осеннему пику.

Сочетание двух методик — профилактики и вакцинации — приведет в итоге к снижению заболеваемости. Перевести COVID-19 в разряд обычной инфекции с невысоким уровнем заболеваемости — вот задача, которая стоит перед нами.

Мы должны сделать коронавирусную инфекцию управляемой. Это можно будет считать победой над COVID-19. Мы все к этому стремимся. Очень важно, чтобы в этом участвовали все — и медицинские работники, и жители города, чтобы каждый внес свой вклад в победу над этой инфекцией.

Бороться с эпидемией в одиночку невозможно, должна работать система.

Наталия Кузенкова: Самая эффективная защита от коронавируса — вакцинация

Главный врач городской поликлиники № 68

Самая эффективная защита от COVID-19 — вакцинация и использование средств индивидуальной защиты. Это именно то, что поможет остановить распространение коронавирусной инфекции. Врачи уже устали, медицинские работники устали. Мы с марта работаем в непрерывном режиме. И все те городские службы, которые участвуют в борьбе с коронавирусной инфекцией, работают вместе с нами.

Организация амбулаторных КТ-центров подразумевала круглосуточный режим работы, в котором поликлиники не работали никогда. Дополнительная мобилизация ресурсов также понадобилась для организации вызова врача на дом. Все это потребовало большего количества специалистов, большей внимательности в работе, соблюдения необходимых алгоритмов лечения.

Сейчас инфекция лучше изучена. У нас есть четко выработанный алгоритм лечения, клинический протокол и клинические рекомендации. Город закупает все новейшие препараты и обеспечивает всеми необходимыми материалами. Но город не закрыт и не все соблюдают те индивидуальные меры безопасности, которые необходимы, что и провоцирует дальнейшее развитие коронавирусной инфекции.

Безусловно, мы победим COVID-19. Сколько мы еще времени будем жить с этим вирусом, зависит от того, насколько мы будем социально ответственны по отношению к себе и к своим близким.

Марьяна Лысенко: Сейчас мы знаем и умеем в тысячи раз больше

Главный врач городской клинической больницы № 52

Москва — не только столица, но и крупнейший транспортный узел страны. Мегаполис столкнулся с самым серьезным натиском коронавирусной инфекции. Но городу не привыкать: и структуры управления, и спецслужбы, и важнейшие предприятия готовы к работе высшей сложности. Система здравоохранения мгновенно мобилизовалась и оперативно реагирует на изменения обстановки.

Основная задача сейчас — не допустить лавинообразного роста заболеваемости.

Первое время считалось, будто COVID-19 — болезнь пожилых, но в наших отделениях реанимации и интенсивной терапии лежат прямо сейчас совсем молодые люди, до 30.

Течение заболевания прогнозировать сложно. Ухудшение состояния возможно в любой момент. Поэтому за любым пациентом необходимо постоянно наблюдать, даже если опыт говорит, что для опасений нет повода.

В нашем распоряжении наконец появилось средство окончательной победы над коронавирусом — вакцина. Все эпидемии со времен Екатерины II побеждены, и с нее же началось применение вакцин. Тогда врачи брали содержимое оспенной пустулы, сушили его — это и была вакцина. Представить себе такое сейчас невозможно. Но и та вакцина сработала, оспа больше не была непреодолимой силой.

Сейчас мы знаем и умеем в тысячи раз больше. Вероятно, точкой окончательной победы можно будет считать окончание массовой вакцинации.