о заявке на регистрацию российской вакцины в Евросоюзе

«Наиболее простое объяснение — «жить захочешь, не так раскорячишься». Одно дело, когда, как в августе 2020-го, зараза вроде бы отступает, а Big Pharma обещает в самом скором времени завалить Европу целебными средствами. Тут можно самым критическим образом отнестись к «Спутнику V», тем более что он производится в «тоталитарной стране, преследующей борцов». И нету ли здесь вообще троянского коня? Timeo ruthenos et dona ferentes. Совсем другое дело, когда зараза берёт реванш, карантины добивают экономику, Big Pharma внутри себя переругалась, а Pfizer несёт осложнения — и порой смертельные».

История вакцины «Спутник V» поражает разнообразием. Когда 11 августа прошлого года Минздрав РФ зарегистрировал её в России (причём на тот момент условно), энтузиазм даже в нашей стране был осторожный и оглядчивый. Что понятно. На тот момент трудно было со 100%-ной уверенностью оценить и её эффективность — какая доля привитых получит иммунитет, и её безопасность — будут ли осложнения и у какого количества прививаемых. Такая неясность вообще свойственна новым вакцинам. Всегда есть риск.

Можно вспомнить, как первая вакцина от полиомиелита, разработанная доктором Солком (США) и пущенная в оборот в 1955 году, дала осложнения — из 120 тыс. детей после вакцинации 56 были парализованы, пятеро умерли. При этом они заражали других, отчего ещё пять человек умерли, а 113 остались парализованными. И только вторая вакцина, разработанная доктором Сейбином (США), но запущенная в производство в СССР (нет пророка в своём отечестве), оказалась и безопасной, и эффективной. И повторись со «Спутником» история доктора Солка, были бы и смерти, и компрометация русской медицины вообще.

Недаром чуткий к веяниям и глубоко сведущий в медицине А.А. Навальный уже через два дня после условной регистрации Минздравом, 13 августа, объявил, что никакой вакцины Россия не изобретала, что это всё враньё, что никаких испытаний не было. И присовокупил, что «ВОЗ не может поддержать Россию в её лжи и фейках».

Тогда как сегодня вакцинация «Спутником V» в России успешно идёт, Российский фонд прямых инвестиций официально подал заявку на «Спутник V» («Гам-КОВИД-Вак») в Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA), и заявка была принята. Это не говоря о многочисленных договорённостях и поставке вакцины в страны (порой с весьма многочисленным населением), не входящие в ЕС.

В самом же европейском сообществе Венгрия, изначально помышлявшая о «Спутнике» и строго против этого Брюсселем предупреждённая, плюнула на угрозы и на свой страх и риск избрала русскую вакцину. На той же линии и Чехия. А также Италия, Австрия и — с некоторыми оговорками — Германия.

Наиболее простое объяснение — «жить захочешь, не так раскорячишься». Одно дело, когда, как в августе 2020-го, зараза вроде бы отступает, а Big Pharma обещает в самом скором времени завалить Европу целебными средствами. Тут можно самым критическим образом отнестись к «Спутнику V», тем более что он производится в «тоталитарной стране, преследующей борцов». И нету ли здесь вообще троянского коня? Timeo ruthenos et dona ferentes.

Совсем другое дело, когда зараза берёт реванш, карантины добивают экономику, Big Pharma внутри себя переругалась, а Pfizer несёт осложнения — и порой смертельные, прямо как от полиомиелита в 1955 году. Тут строгая принципиальность — «Умрём, но не привьёмся тоталитарной вакциной!» — даёт сбои.

Тем более что здесь как раз действует демократия. Когда так сильны тяготы и лишения избирателей, национальные управители не могут позволить себе по-прежнему играть в брюссельские бирюльки, но должны заниматься иммунологией, а не идеологией.

Сравните отечественный опыт: будь ты самым светлоликим борцом против тоталитаризьма, а жить-то хочется, и борцы, временно забыв про идеологию, наперебой бегут прививаться «Спутником V». «Человеческое, слишком человеческое».

Конечно, есть исключения. Украинское руководство, хотя Незалежная пока что в ЕС и не состоит, намерено бороться с российской фармой до последнего украинца. Всё что угодно, но только не вакцина из Мордора.

Тем более принципиальна Литва, в ЕС состоящая. Литовская премьерка-министерка Ингрида Шимоните назвала «Спутник V» «гибридным оружием», которое используется Россией для распространения влияния в мире. А с этим влиянием надо бороться до последнего литвина.

Но как раз что в Литве, что на Украине демократия довольно специфическая, поэтому там правители и являют свою принципиальность с каким-то диким вдохновением. В Европе, как в несколько более цивилизованной, такая принципиальность дорого встанет, и поэтому там столь дико не безумствуют.

Всё-таки рациональность ещё не вполне покинула Старый континент.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.