Экономист попытался объяснить, почему женщины в России получают меньше мужчин

Женщины в России зарабатывают в среднем на 30—35% меньше мужчин. Разница в заработках связана прежде всего с неравномерным распределением мужчин и женщин по разным отраслям и профессиям, но большую часть различий экономисты объяснить не могут — к таким выводам пришел доцент факультета экономических наук, старший научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Ощепков, проанализировав материалы исследований и данные опросов.

Экономист попытался объяснить, почему женщины в России получают меньше мужчин
© Банки.ру

Разница в оплате труда мужчин и женщин наблюдается во всех странах мира, причем Россия по этому показателю обгоняет многие развитые страны, констатируют во ВШЭ. Ученые традиционно выделяют несколько причин такого положения вещей: это различия в человеческом капитале, отраслевая и профессиональная сегрегация занятости, семейные факторы и дискриминация. На женщин ложится большая часть работы по дому и уходу за детьми, из-за чего они чаще выбирают должности и места работы с гибким графиком или сокращенным рабочим днем. Вместе с некоторыми законодательными ограничениями (и личными предпочтениями) это приводит к появлению преимущественно женских и мужских профессий, причем к первым относятся многие низкооплачиваемые профессии в образовании, медицине, торговле и сфере услуг. В связи с рождением детей женщины теряют от года до нескольких лет, которые они могли бы потратить на образование, получение опыта или продвижение по службе. Однако эти и другие известные причины обычно объясняют не более половины существующей разницы в заработках; все остальное часто рассматривают как вклад дискриминации.

Алексей Ощепков провел обзор существующих российских и зарубежных исследований, а также проанализировал данные российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ «ВШЭ» за период с 1994 по 2018 год (за исключением 1997 и 1999 годов) и оценил вклад разных факторов в различия зарплат мужчин и женщин с использованием такого статистического метода, как декомпозиция Оаксаки — Блайндера.

Анализ данных показал, что основные экономические факторы — различия в человеческом капитале, отраслевая и профессиональная сегрегация занятости, семейное положение — могут объяснить лишь около четверти гендерного разрыва в оплате труда в России. Максимальный вклад — в среднем около 30% всего разрыва – вносит неравномерное распределение мужчин и женщин по разным отраслям и профессиям.

«Второй по важности фактор — человеческий капитал — объясняет примерно 11% различий в заработках, но со знаком минус. Это значит, что если смотреть только на возраст, образование и опыт работы, то женщины должны были бы получать больше мужчин. На практике этот фактор лишь немного уменьшает разрыв в доходах», — отмечается в материале ВШЭ.

На третьем месте — количество рабочих часов: вклад этого фактора в разрыв в месячных заработках оценивается в среднем в 8,5%. Женщины часто работают меньше по времени и меньше получают. Семейный статус и наличие детей на разнице в доходах почти не сказывается — это можно объяснить тем, что среди общего количества работников доли мужчин и женщин, состоящих в браке и имеющих детей, примерно равны. Влияние контрольных переменных, таких как регион и тип населенного пункта, тоже было небольшим.

Примерно две трети разницы в заработках приходится на неизвестные факторы — ученые не могут точно объяснить эту часть различий, хотя и могут предположить, какие группы факторов оказываются наиболее влиятельными.

«В стандартной декомпозиции Оаксаки — Блайндера предполагается, что все, что мы не объяснили, можно отнести на счет дискриминации. Однако может быть так, что мы что-то забыли, и из-за этого у нас такая необъясненная часть. Учтем, например, различия в психологических характеристиках — и необъясненная часть уменьшится, и оценка дискриминации в результате уменьшится. При этом обычно необъясненную часть рассматривают как единое целое, но мы можем посмотреть на нее внимательно и увидеть, что она существует, например, потому, что отдача на человеческий капитал разная, а также потому, что у женщин есть «штраф» за брак, а у мужчин — «премия» за брак, и эти штрафы, премии и отдачи можно отследить через коэффициенты», — комментирует Ощепков.