10 нестыдных вопросов об ЭКО

Вот еще одна история, никого не оставляющая равнодушным: экстракорпоральное оплодотворение — спасение или бунт «против природы»? Прогресс — благо или опасная игра? Чтобы по крайней мере знать технические подробности, попросили доктора объяснить суть процедуры «из пробирки».

10 нестыдных вопросов об ЭКО
© Flacon

Юлия Фетисова,

заместитель директора по работе с пациентами отделений ВРТ Группы компаний «Мать и Дитя», врач-репродуктолог Центра инновационных репродуктивных технологий клинического госпиталя MD GROUP

По каким показаниям определяется необходимость ЭКО?

ЭКО — высокотехнологичный и на сегодняшний день наиболее эффективный из способов достижения беременности. Показанием для проведения программы чаще всего является неэффективность других способов лечения бесплодия: в течение 12 месяцев в возрасте до 35 лет или в течение шести месяцев начиная с 35 лет. Но бывает и так, что диагностика сразу же выявляет предпочтительность проведения ЭКО по сравнению с другими методами лечения. Случается, что беременность не может наступить никаким другим путем: к примеру, когда (обе) маточные трубы отсутствуют или непроходимы.

ЭКО — решение и в случае сексуальной дисфункции у партнера. И в ситуации, когда ВИЧ-положительный человек хочет исключить риск заражения партнера. Есть и еще одна серьезная вещь: поскольку в ходе ЭКО можно провести генетическое тестирование эмбрионов (ПГТ), эта технология показана тем, у кого есть риск передачи наследственных заболеваний.

Зачем и какие подготовительные меры принимаются перед переносом эмбриона и всем ли они вообще нужны?

Подготовка к переносу — серьезная история. Обязанность репродуктолога — по максимуму исключить риски. Так что подготовка состоит из коррекции гормональных нарушений, веса, дефицита микроэлементов и витаминов плюс подготовки слизистой оболочки матки — эндометрия. Работа с качеством эндометрия бывает долгой и может включать хирургические методы (гистероскопию) и методы реабилитации (физиотерапию, гормональную терапию и прочие методики, которые мы совершенствуем практически каждый день).

Что происходит с эмбрионами до переноса, где и как они живут?

Мы переносим эмбрионы в матку из тех самых пресловутых пробирок. Хотя на самом деле это плоские чашечки со специальной средой. Чашечки помещаются в инкубаторы, поделенные на отсеки. Первые модели инкубаторов были размером с холодильник — только задача этих «холодильников» была увлажнять, подогревать и насыщать воздух углекислым газом. Современные инкубаторы стали «умными», размером не больше тостера, требуют для работы не только углекислый газ, но и азот, а также обладают искусственным интеллектом, чтобы помогать эмбриологу оценивать развитие эмбрионов.

Что собой представляет эмбрион в момент переноса? Корректно ли вообще его так называть?

Да, это действительно эмбрион. Он образовался при объединении сперматозоида и яйцеклетки. Он умеет не только постоянно делиться — увеличивать количество своих клеток, — но и расти в размерах, а также разделять группы клеток на те, из которых станет в будущем образовываться плацента, и те, из которых будет расти сам человек.

Как специалисты определяют категорию — «качество» — эмбриона?

По мере развития эмбриона эмбриолог оценивает скорость деления клеток, их размер, форму, количество и собственно размер самого эмбриона. Кроме внешней оценки морфологии, возможно проводить оценку генетического статуса эмбриона (ПГТ). Генетики могут исключать ряд синдромов — Дауна, Эдвардса, Патау. Также возможно диагностировать наличие транслокаций (структурных перестроек), моногенных заболеваний (муковисцидоз, фенилкетонурия, спинальная мышечная атрофия, синдром Марфана, гемофилия — таких много).

Бывает ли так, что эмбрионы категорически не годятся для переноса?

Эмбрион растет и развивается. Природой придумано так, чтобы уже на ранних этапах развития эмбрионы проходили естественный отбор, которому мы не можем помешать. Поэтому не каждый эмбрион развивается нужным образом, а некоторые не развиваются вообще, в них останавливается деление клеток. Такие эмбрионы не переносят в матку, так как они уже остановились в развитии. И, поскольку к процессу подключены генетики, их вердикт — один из ключевых критериев для принятия решения о переносе.

Есть ли какая-то специфика в течении и ведении беременности в результате ЭКО по сравнению с наступившей естественным путем?

Поскольку для повышения результативности программ ЭКО используются гормональные препараты (которые постепенно отменяются в течение первого триместра беременности), обычно ранние сроки беременности проходят под наблюдением репродуктолога. Несомненно, что беременность после ЭКО требует особо тщательного внимания. В таком сценарии могут быть дополнительные осложняющие факторы: миома, предшествующие невынашивания, общая картина заболеваний. Поэтому после «выпускного» у репродуктолога обязательно нужно проследовать на прием к опытному акушеру. А точнее — к команде врачей разных специальностей в зависимости от показаний: от терапевтов до отоларингологов и сосудистых хирургов. Ежедневно все эти специалисты будут работать: грамотно наблюдать за «беременностью высокого риска», как в случае сложной истории квалифицируется беременность после ЭКО.

Если ЭКО не получилось (беременность не наступила или прервалась), как узнать, почему именно?

О наступлении или ненаступлении беременности мы узнаем по результату анализа крови на основной гормон беременности — ХГЧ. Если наступила — начинаем следить за развитием беременности по УЗИ. Действительно, как и в естественной жизни, не каждая беременность после ЭКО доходит до родов. Причины невынашивания абсолютно те же, что и при естественном зачатии. С основной из них — хромосомными аномалиями в эмбрионах — мы можем превентивно бороться, имея на вооружении ПГТ эмбрионов.

Значит ли первая неудача, что метод так и не сработает?

ЭКО не обладает 100-процентной результативностью. Вероятность успеха наиболее высока в возрасте, который принято называть молодым, — до 35–36 лет. Тут статистика обещает результат в 70–75% случаев. Затем результативность начинает снижаться — и в возрасте 45 лет составляет уже менее 1%. Если не получилось в первый раз, нужно вместе с доктором проанализировать, что еще возможно проверить и пролечить перед следующей программой, нужна ли дополнительная диагностика партнеру, эмбрионам, есть ли необходимость расширенного исследования полости матки. В ЭКО есть прекрасный девиз: дорогу осилит идущий. Нельзя останавливаться после первой же неудачи на этом пути. ЭКО развивается и совершенствуется. И сегодня, и прямо завтра можно найти технологии, которые сработают.

Правда, что необходимость во вспомогательных методах зачатия — неизбежное следствие эволюции и последствий технического прогресса?

Различные факторы ненаступления беременности существуют уже много веков. И да, влияние технического прогресса, загрязнения окружающей среды, повседневной интоксикации ежедневно вносит отрицательный вклад в репродуктивную систему людей. Методы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), несомненно, будут совершенствоваться, становиться доступнее. И хорошо, что общество все более лояльно и без предубеждений воспринимает этот вид медицинской помощи. Врачи различных специальностей: хирурги, генетики, гинекологи, урологи, онкологи — информируют своих пациентов о возможностях ВРТ и ЭКО. Наша задача сегодня, помимо прочего, медийная: чтобы люди беспрепятственно узнавали о тех возможностях, которые могут дать выход из проблемных ситуаций. И осиливали свои дороги!

]]>