Скрытая угроза: год назад от COVID-19 умер первый новосибирец

Ровно год назад, 14 апреля, в Новосибирске стало известно о первой в городе жертве коронавируса. По данным оперативного штаба региона, за весь период пандемии от нее умерли 1684 новосибирца. Однако реальное число жертв может быть существенно больше. Данные оперштаба кардинально отличались от цифр Росстата и ЗАГСа. Так каковы же реальные масштабы коронавирусной смертности и пандемии в Новосибирской области.

Скрытая угроза: год назад от COVID-19 умер первый новосибирец
© НДН.Инфо

Смертельная статистика

Еще в прошлом году многие в Новосибирске заметили, что данные по смертности в 2020 году резко отличаются от предыдущих лет. Если сравнивать с 2019 годом, то в среднем по месяцам разница составила до 20%. В прошлом году умирали больше и чаще.

Возьмем для сравнения данные по марту этого года и прошлого (цифры управления делами ЗАГС Новосибирской области). В прошлом месяце умерли 3600 жителей региона. В марте 2020 года было зафиксировано 2982 смерти. Рост смертности составил 20,7%.

При этом от коронавирусной инфекции в марте этого года, если верить данным оперштаба, скончались 178 жителей региона. От чего умерли остальные, нигде не уточняется.

Теперь посмотрим данные по 2020 году. За високосные 366 дней умерло всего 42 692 человека. Это на 19% больше, чем годом ранее, когда было зафиксировано 35 774 смерти. Разница составила 6918 человек.

 «Рост беспрецедентный! Таких пиков не было давно, по крайней мере, в последние пять лет точно», — прокомментировал НДН.инфо молекулярный биолог, профессор Сергей Нетесов.

При этом, по данным оперштаба, ковид за год «убил» только 974 человека. От чего же тогда еще шесть тысяч избыточных смертей? Этот вопрос журналисты много раз задавали представителям новосибирской власти, но внятного ответа не получали.

Свою статистику по коронавирусу опубликовал и Росстат. По данным ведомства, в прошлом году от коронавируса в Новосибирской области умерли 2185 человек. Разница с цифрами оперштаба колоссальная. Только недавно минздрав региона выступил с объяснением, как так вышло.

Оказалось, что минздрав и Росстат используют разные методики подсчета. Наш оперштаб включал в статистику только тех, кто умер непосредственно от коронавирусной инфекции. Скорее всего, это были те, у кого был огромный процент поражения легких. Федералы включали в статистику и тех, у кого коронавирус был, но умер он от другого заболевания, спровоцированного коронавирусной инфекцией.

Годовщина пандемии в Новосибирске: цифры и факты

Также новосибирский минздрав сообщал, что экспертиза, подтверждающая смерть пациента, может длиться до 30 дней. А в особо сложных случаях и до 45 дней. То есть окончательных данных, скольких новосибирцев «убил» коронавирус у минздрава может и не быть.

На запрос редакции НДН.инфо региональное министерство здравоохранения сообщило, что окончательную статистику по 2020 году сформируют лишь во втором квартале 2021 года.

Цифры по числу заболевших от оперштаба также кажутся как минимум неполными. Региональный оперштаб сообщил, что за год пандемии заразились почти 40 тысяч новосибирцев. При этом тесты на коронавирус сделали почти 1,5 миллиона раз. С учетом того, что одного пациента в больницах тестируют два-три раза, то анализ на COVID-19 сделали около 500 тысяч человек. Таким образом, заболели 8% жителей Новосибирской области.

Вместе с тем, по данным сети лабораторий «Инвитро», за год тест на антитела к коронавирусу прошли 46 тысяч новосибирцев. У 29% из них положительный результат! Если верить этим цифрам, то переболели не 8% населения, а почти 30%.

Справедливости ради отметим, что в «Инвитро» многие клиенты приходили добровольно и без симптомов заболевания, они могли не обращаться в больницу. Представитель компании Маргарита Пономарева, сообщила НДН.инфо, что «Инвитро» передает в госорганы данные только о положительном результате ПЦР-теста. Однако попадали они в статистику оперштаба или нет, не понятно.

К примеру, наш переболевший коронавирусом коллега сдал положительный тест именно в этой лаборатории, но государственная медицина им после этого никак не заинтересовалась. Пациентом для госмедицины он так и не стал, лечился сам.

В самое сердце

Истинный масштаб последствий пандемии российские специалисты смогут оценить только спустя годы. В том числе понять, сколько человек стали жертвами, включать ли в этот список тех, у кого COVID-19 спровоцировал другое заболевание, ставшее официальной причиной смерти.

В Новосибирской области, по данным минздрава, среди причин смертности на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания. В 2020 году этот показатель возрос еще больше.

«Повышенная смертность складывается от коронавируса и от болезней системы кровообращения. Последние 30 лет заболевания сердца в России на первом месте по смертности. Многие люди болеют и не подозревают об этом, но COVID-19 сыграл роль спускового крючка», — добавил профессор Нетесов.

В Великобритании и Италии в статистику умерших от коронавируса включают и тех, кто скончался от обострения болезней сердца и при этом имел коронавирус. По словам Нетесова, подход к формированию статистики новосибирского оперштаба тоже имеет место быть.

Очевидно то, что хоть вирус и поражает, в первую очередь, органы дыхания, сердцу тоже угрожает опасность. Даже при легкой форме коронавирусной инфекции риск получить осложнение на сердце увеличивается у людей в возрасте старше 60 лет, сообщил кардиолог новосибирской клиники «Смитра» Евгений Еременко.

Не случайно пенсионерам с самого начала пандемии в первую очередь было рекомендовано соблюдать самоизоляцию. Также их поставили в приоритетную очередь на вакцинацию от коронавируса.

 «При тяжелом течении заболевания цитокоиновый шторм — большое системное воспаление — неизбежно приведет к декомпенсации сердечно-сосудистой системы. Имеет значение также степень поражения легких. Дыхательная и сердечно-сосудистая системы очень связаны между собой. Проблемы в одной системе будут влиять на состояние другой», — сказал Еременко.

Напрямую вирус очень редко поражает именно сердце. Как правило, его влияние опосредованное. Кардиолог привел пример, что при температуре тела 37–38 градусов неизбежно повышаются пульс и частота сердечных сокращений, что влечет повышение давления. Все вместе это — дополнительная нагрузка на сердце.

На «повышенной скорости» работы сердечно-сосудистой системы возрастает потребность в потреблении кислорода. Но даже при небольшой пневмонии «мощность» легких снижается. Это тоже дает нагрузку на организм.

Повышенная температура вызывает потоотделение и потерю влаги. Рекомендация больше потреблять воды у людей с гипертонией может и не сработать, так как водный обмен в их организме происходит не так, как в здоровом. Гипотоникам в случае заболевания не легче, так как у них изначально повышенная частота пульса.

Если до заболевания коронавирусом пациент принимал сердечные препараты, то ни в коем случае нельзя их бросать и потом. Можно лишь самостоятельно корректировать дозы. Если диагноз не был поставлен, то при заражении COVID-19 кроме терапевта лучше посетить еще и кардиолога.

 «Лучшее, что можно сделать — стараться не заболеть. Носить маски, перчатки, соблюдать социальную дистанцию, уменьшать контакты с людьми — записываться куда-либо и получать услуги онлайн. Ну, а если заболели, не ждать, что пройдет само, своевременно обращаться за медицинской помощью», — резюмировал кардиолог.