Московский реаниматолог рассказал о "симуляции" вместо медицины
Один из видных российских специалистов - завотделением анестезиологии-реанимации № 1 Центра имени Пирогова Борис Теплых как обычный пациент посетил московскую поликлинику. Полученный опыт, а также скорбь после утраты родственницы натолкнули его на ряд невеселых мыслей о качестве российской медицины, а также о том, как все можно исправить. Спойлер - дело не в деньгах.
Медик, который запомнился многим своим участием в судьбе Алексея Навального (помогал стабилизировать его в больнице Омска), поделился фактом, почерпнутым в одной из статей. Там говорилось, что только США и Россия не входят в список стран, где продолжительность жизни напрямую зависит от затрат на здравоохранение. В России, например, 30% вложений в медицину неэффективны (подтверждается отчетами Счетной палаты), передает "Уралинформбюро".
"Следовательно, формальное увеличение финансирования принесет пропорциональное увеличение неэффективности", - заявляет врач. И добавляет: нужно уходить от медицины лозунгов и приходить к медицине профессионалов.
Борис Теплых. Фото: Facebook
Теплых посчитал, что по действующим тарифам ОМС его прием у врача обходится почти в 99 рублей. При этом, чтобы получить справку, придется записаться за неделю до, просидеть в очереди, чтобы потом провести в кабинете врача от силы 10 минут. Таким же образом обстоят дела у абсолютного большинства посетителей.
В этом процессе нет медицины, нет врачебной работы. Есть симуляция сервисной функции", - подчеркивает доктор.
Точно такая же ситуация - с визитом врача на дом и с приездом скорой - "приезжает фельдшерская бригада или врачебная, которую учили выполнять сервисную функцию, не спасти жизнь, а померить температуру, измерить АД, сопроводить в больницу". Из-за подмены понятий, по мнению специалиста, в итоге изменилось и восприятие врачебной работы.
"По сути своей он давно уже не врач, а низкобюджетный актер, играющий за 100 рублей (50 на руки) в течение 10 минут роль врача. Это выброшенные деньги, только затем, чтобы дать иллюзию потребителям доступности врачебной помощи", - констатирует рениматолог.
Очевидно, что доступность и качество - вещи не равнозначные. "95% услуг в моей районной поликлинике могут оказываться медсестрами, регистраторами или фельдшерами. Учить многие годы врача, платить ему не меньше двух средних зарплат по региону, и заставлять его работать оператором ЭВМ, это доступная, но не качественная медицина", - заявляет Теплых.
Он убежден, что извращенная сервильность сложившейся системы здравоохранения дискредитирует врача как профессионала.
"Я наблюдал несколько раз прием врача в странах с развитой медициной, все формальности: заполнение бумаг, измерение температуры, АД, записи в компьютере, кроме самых важных, все - на откупе помощников. Бешено драгоценное время врача расходуется на разговор, физический осмотр, если необходимо, и обсуждение с пациентом совместных планов. Все, что не относится непосредственно к врачебной деятельности выполняют другие профессионалы", - рассказал медик.
На ситуацию влияет некорректно действующая система подготовки кадров, в частности, ординатуры. Последняя дает на выходе "бесправного работника, не имеющего прав назначить даже таблетку анальгина". С этим явлением московским специалистам пришлось столкнуться во время пандемии. Ординаторы-реаниматологи, которых принимали в стационары при резком росте количества тяжелых пациентов, оказались неэффективны.
Оказалось, что без приставленной к ним обученной сестры, они способны генерировать трагические назначения", - объясняет Теплых.
Некоторые клиники приглашают ординаторов к себе с обещанием через пару лет вырастить из них грамотных специалистов - именно этот этап и является ординатурой, а не то, что предлагает современная система медобразования, обращает внимание врач.
"Ординатура нуждается в настоящем качественном скачке: 4-6 лет, со всеми правами врача, с зарплатой на уровне не менее 1,5 по региону. Тогда можно требовать настоящей ответсвенности и настоящих навыков, надеяться на появление профессионалов. Конечно, таких специалистов уже не посадишь писать бумажки или ездить по домам с градусником", - предлагает он.
Пока же система устроена так, что даже при частных страховках "пациенту могут отказать в оплате наркоза при гастроскопии, но торжественно сопроводят с врачом в стационар", страховые компании стремятся сэкономить на стационарном лечении, зато тратятся на транспортировки пациента врачебными бригадами в эти же стационары. Качеством жертвуют в угоду все той же сервильности.
Медик убежден, что очередное увеличение бюджетных расходов не решит проблемы.
"Мое личное мнение - бессмысленно менять структуру финансирования и вливать деньги в решето. Необходимо отказаться от устаревшей сервильной системы здравоохранения начала 20-го века, времен диктатуры пролетариата и задать гражданам вопрос: что вам важнее? Девушка с ридикюлем, смотрящая вам в горло по звонку в поликлинику и рекомендующая ходить в баню (пример из жизни), либо современная квалифицированная помощь прибывающая в любое место и время при угрожающих жизни состояниях и вдумчивая, не спешная, но въедливая и полноценная помощь при решении хронических проблем?" - подытожил он.
На вопрос, что с этим делать? - Теплых дает максимально жесткий ответ: "Нужна политическая воля изменить всю систему, тогда и вузы будут выстроены. Пока они обслуживают госзаказ выпускать малобюджетных офисных работников, справляются с этим хорошо".
В свою очередь врач-кардиолог Артемий Охотин, размышляя над тем, как должно измениться российское здравоохранение и что с ним не так, назвал работу врачей в стране не прекращающейся борьбой с безумием. Его колонку можно прочитать по ссылке.