Россиян оградят от поддельных БАД

Россиянам скоро станет проще найти среди множества биологически активных добавок по-настоящему качественные и безвредные — добросовестные производители БАД примут участие в эксперименте по их маркировке. Он пройдёт с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года — постановление об этом 4 мая подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Россиян оградят от поддельных БАД
© Парламентская газета

Пока без принуждения

О необходимости наносить средства идентификации на упаковки биологически активных добавок министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил ещё в 2020 году. Он отмечал, что производители БАД часто указывают недостоверную информацию, а в рекламе используют не подтверждённые, а то и заведомо ложные данные о продукции. В феврале этого года министерство уже предлагало вариант документа, предполагающего проведение эксперимента по маркировке, но сроки в нём были другие — с 1 апреля 2021 по 1 марта 2022 года. Но согласно постановлению, подписанному премьер-министром, пройдёт он с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года.

Метить БАД пока никого не заставляют — участие в эксперименте добровольное. При этом в документе подчеркнули, что по итогам власти решат, делать ли маркировку обязательной, внеся изменения в законодательство. Промежуточные доклады о результатах эксперимента ведомства подготовят к 30 ноября 2021 года, 1 февраля 2022 года и 1 августа 2022 года. А до 15 июля этого года Минпромторг и Роспотребнадзор утвердят методические рекомендации для тех, кто намерен вывести свою продукцию в легальное поле.

Член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, который давно следит за темой БАД и разрабатывал законопроект об их обязательной маркировке, в комментарии «Парламентской газете» предположил, что схема будет примерно такой: для начала производители должны записаться на контроль качества своих добавок в Роспотребнадзоре, где им выдадут сертификат соответствия. Метить упаковки будут они сами и таможенные склады, которых на это уполномочат, а криптокоды (ту самую маркировку) им вышлет Центр развития перспективных технологий, и он же внесёт БАД в информационную систему.

Кстати, в феврале Денис Мантуров обещал, что на весь период эксперимента производителям дадут специальное оборудование, позволяющее наносить метки на добавки.

«Волшебная» баночка

Плюсов от маркировки БАД, по словам Александра Петрова, множество: за те пищевые добавки, которые продают сейчас в аптеках, можно не беспокоиться — все они прошли через контроль Роспотребнадзора. Но за теми, что идут к покупателю через интернет-магазины, проследить было пока невозможно.

«Через Интернет реализуют огромное количество фальсификата и контрафакта, а также запрещённых БАД, которые имеют химические составляющие, — сказал депутат. — Безусловно, маркировка, которая уже проверена и действует на лекарствах, позволит исключить из жизни россиян некачественные БАД, особенно те, что поступают из-за рубежа».

Согласен с этим и зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин: «На рынок часто выбрасывают такие БАД, такие вещества и средства, которые могут повредить здоровью людей, приводить ко всякого рода последствиям. Этот рынок нуждается в очень серьёзном регулировании, в маркировке в том числе».

Были случаи, когда липовые пищевые добавки использовали и в откровенно криминальных схемах. «Не секрет, что с помощью таких «волшебных» баночек совершали преступления, когда бабушек просто обманывали разные курьеры, продавали за огромные деньги БАД, который их якобы вылечит, а на самом деле там были «пустышки», — рассказал Александр Петров.

Теперь же криптокод, который любой покупатель сможет считать через приложение «Честный знак», покажет, кто выпустил БАД, зарегистрирован ли он в России, продавали ли его ранее, просрочен он или нет. И хотя участие в эксперименте добровольное, к нему наверняка подключатся производители, которым важна репутация, уверен депутат.

«Сейчас мы увидим, кто точно добросовестный производитель, потому что они в числе первых пойдут ставить метку. А затем, думаю, маркировать будут и всех остальных, — предположил Петров. — В любом случае процесс включения БАД в информационную систему должен быть постепенным, иначе ни одна компьютерная техника не выдержит миллиард электронных операций за раз».

Среди других преимуществ маркировки депутат назвал изменения на рынке рекламы: «Сейчас про БАД пишут, что они, мол, вообще всё лечат, вплоть до онкологии, но это обман потребителей, — подчеркнул парламентарий. — Благодаря маркировке ситуация изменится, рекламу можно будет делать только по инструкции».