"Будет как в Индии - побегут, расталкивая друг друга локтями"
В Москве с 14 июня стартовала необычная программа, позволяющая тем, кто решил сделать прививку от коронавируса выиграть автомобиль. Акция продлиться по 11 июля. Принять в ней участие может любой житель столицы старше 18 лет, впервые получивший в данные период времени первый компонент вакцины от COVID-19.
О новых мерах стимулирования вакцинации граждан мэр столицы Сергей Собянин ранее сообщил в своём блоге.
«Раз в неделю будет разыгрываться пять машин стоимостью примерно миллион рублей. Информация о результатах розыгрышей будет объявляться по средам, начиная с 23 июня, в эфире телеканала «Москва 24»», - уточнил градоначальник, отметив, что все же главным выигрышем для тех, кто привьется, станет «собственное здоровье и душевное спокойствие».
В свою очередь, власти Подмосковья решили мотивировать граждан на вакцинацию возможностью стать счастливым обладателем трехкомнатной квартиры площадью 74,9 кв. м. в городе Серпухов. Единственное условие – укол первым компонентом вакцины должен быть сделал с 15 по 25 июня. Причем, препарат можно выбрать один из трех – «Спутник V», «ЭпиВакКорона» или «КовиВак».
Принять участие в лотерее может любой обладатель российского паспорта старше 18 лет, вне зависимости от места регистрации. Необходимо лишь подтвердить свое участие в розыгрыше на подмосковном портале госуслуг.
Победитель будет определен методом жеребьевки 27 июня в прямом эфире телеканала «360».
В последнее время ситуация с коронавирусной инфекцией вновь резко обострилась. Число заболевших COVID-19 выросло до пиковых значений прошлого года.
За последние сутки в стране диагностировали 13 721 новый случай заражения коронавирусом, сообщил оперативный штаб. Общее число заболевших возросло до 5 222 408. Выздоровели 4 809 647 человек (плюс 8312 за сутки), умерли 126 801 (плюс 371 за сутки).
Из-за резкого ухудшения эпидемиологической ситуации 12 июня мэр Москвы подписал указ о введении дополнительных ограничений в столице. Они коснутся торговых центров, кафе, ресторанов и парков. Кроме того, дни с 15 по 19 июня объявлены неработающими с сохранением заработной платы. Также будет усилен контроль за соблюдением перчаточно-масочного режима, хотя повышать штрафы за его несоблюдение и вводить пропускной режим пока не планируется.
Вслед за столицей антиковидные меры ужесточили в Московской области, Санкт-Петербурге, а также в ряде других российских регионов, где ситуация грозит выйти из-под контроля.
Хотя в России на данный момент сделать прививку – не проблема. По темпам вакцинации наша страна, можно сказать, в отстающих.
По данным РБК, в число лидеров по доле населения, получившего хотя бы одну дозу вакцины, входят Израиль (60%), Великобритания (55,1%) и США (48,2%). В России же первый компонент вакцины получили 9,5% от всего населения страны. Это приблизительно каждый десятый.
Между тем, по словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой «вредные советы» о вакцинации могут стоить жизни.
«Когда людям говорят: «Не вакцинируйтесь ни за что» - это минус, это слово человека, который человеколюбием не обладает», - сказала главный санитарный врач России в интервью депутату Леониду Слуцкому, которое опубликовано на его YouTube-канале.
Но даже этот страшный довод многих почему-то не убеждает сделать спасительный угол.
Повлияет ли в таком случае розыгрыш ценных призов на решение сделать прививку?
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько, комментируя ситуацию, напомнил, что стимулирование к вакцинированию, это не чисто российское изобретение:
- В США, например, тоже пытались таким образом повысить степень вакцинации населения. Но там меры стимулирования были проще. Просто деньги.
Во-вторых, очевидно, существует определенное недоверие к вакцинам. Причем, во всем мире. Это касается не только западных вакцин, но и российских.
Мне чего только не приходилось о них слышать. И что они могут нарушить репродуктивную функцию. И что могут привести к ухудшения у людей с хроническими заболеваниями. Что они способствуют тромбозу. И что вакцина любая должна разрабатываться пять-семь лет, а то, что происходит сейчас, это больше напоминает эксперимент.
Поэтому, конечно же, находясь в море из этих слухов и имея традиционное недоверие к государству, люди не спешат вакцинироваться. Но, опять же, это не чисто российский феномен. Это феномен общемировой.
Например, в Латвии, где тоже очень низкий уровень вакцинации, предлагали вообще насильно вакцинировать людей. Правда, там используют не российские вакцины, а западные.
А в одном из эмиратов ОАЭ решили прививать всех детей, начиная с трехлетнего возраста. Что, кстати, многие жители этого эмирата расценивают как эксперимент. Причем, на детях. Более того, человек, который не имеет определенного социального паспорта, где указаны все данные о ПЦР-тестах и прививках, не может там посещать торговые центры и любые общественные места.
Поэтому здесь сложно что-либо сказать. Наше общество – свободное. Мы – не Китай, не Арабские Эмираты. И принуждать людей вакцинироваться мы не можем.
Резюмировал это все президент России, сказав, что вакцинирование - дело добровольное и свободное.
И остается, наверное, стимулировать какими-то позитивными, соответственно, мерами. Розыгрышем, например, автомобилей или квартир, как это делают мэр Москвы и губернатор Московской области.
Очевидно, что эти меры посчитали просто наиболее более оптимальными, допустимыми и приемлемыми.
«СП»: - Будут ли они успешными?
- Пока сказать сложно. Это можно будет определить только по результатам вакцинации.
Но я бы предположил, что меры позитивного стимулирования, направленные на каждого вакцинировавшегося, были бы более эффективными.
У нас никто не верит в то, что можно выиграть в лотерею. И сами лотереи у нас часто ловили на мошенничестве. И все остальные розыгрыши, которые проводятся в целях рекламы, чаще всего являются обычным мошенничеством, направленным, прежде всего, на достижение психологического эффекта.
Поэтому у нас, скорей всего, в этот розыгрыш просто не поверят.
У нас население абсолютно убеждено в том, что честно выиграть в лотерею – даже такую – невозможно. Потому я сомневаюсь, что эти меры возымеют какой-то большой позитивный эффект. Если бы пенсионерам, скажем, сделали надбавку - в пять-шесть тысяч рублей за вакцинацию, - то это, наверное, имело бы гораздо больший эффект.
Гендиректор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев тоже не считает, что ситуация в России особенно сильно отличается от ситуации в Западной Европе:
- Там тоже очень много людей считают, что прививаться не надо. Кто-то подводит под это идеологическую базу, а кто-то принципиально не желает, говорит, что это плохо и неправильно.
Что касается нашей ситуации, то ее можно разделить на две части: инфраструктурная проблема и мотивационная.
Инфраструктурная проблема в Москве, например, решена полностью. Вы можете куда угодно пойти и уколоться. С мотивацией – сложнее. Москвичи живут немножко по-другому, у них другой темп и стиль жизни. И не то, чтобы они против - хотя есть и те, кто считает, что вакцинироваться не надо. Стиль жизни такой – ты все время бежишь. И у тебя время рассчитано поминутно. Только если оказался в ситуации, когда спешить некуда, и вот - за углом вакцинация.
Поэтому, конечно, мотивационные механизмы нужны.
С другой стороны, лотерея, это мотивация очень эффективная, но очень узконаправленная. Она подходит для людей, сильно зацикленных на деньгах. Либо для тех, кто всегда играет в лотерею, надеясь на неожиданное богатство.
Есть такой тип людей, которые всегда покупают билеты лотерейные. Хотя шанс отдельного человека выиграть, он примерно такой, как встретиться с инопланетянином.
Я не к тому, что подобные мотивационные механизмы не нужны. Просто делать их надо разными.
«СП»: - Дело в том, что многих даже страх смерти не заставляет пойти и сделать прививку. Почему?
- Понятно почему. Потому что это отложенный страх смерти. А никто не говорит, что если ты не уколешься, то ты через три дня умрешь. Все говорят: если ты не уколешься, вероятность смерти будет очень высокой.
То есть, «смерть не привязана ко мне – тут и сейчас», а где-то она просто существует.
Это как страх смерти в автомобильной аварии. Все понимают, что такая вероятность есть, но никто же это в расчет не берет. Потому что если брать в расчет, надо всем сидеть дома.
«СП»: - Но нам регулярно показывают по телевизору людей, которые выжили чудом. И они говорят: «Прививайтесь!»
- Знаете, регулярно надо показывать тех, кто не выжил. Но это, боюсь, не понравится многим. Скажут, настроение пессимизма сеете в обществе.
Раз показывают выживших, то, в общем, значит, выжить можно. Авось, как-то мимо пройдет…
Когда речь идет о коллективной психологии, тогда про здравый смысл надо забыть. Человек так не мыслит.
Вот избиратель – человек нерациональных. А здесь психология, скорей, похожа на психологию избирателя.
Скорей всего (я, правда, не врач), со стопроцентной вероятностью, кто не привился, заболеют все. Просто в разное время. А кто привился, он уже будет очень строго сроки соблюдать, потому что прививка не на всю жизнь. Это не прививка от оспы.
Но все рациональные доказательства и рассуждения действуют только на тех, кто заболел. У нас это в крови. «Авось обойдется» – это национальный лозунг. А еще добавьте к этому московские особенности. Эту специфику города, в котором никогда не хватает 25-го часа.
Помните, у Жванецкого есть гениальная фраза - «в драке не выиграем, в войне – победим». Вот наш человек, он актуализируется, когда будет совсем плохо. Увидит, что его друг, сосед или родственник болеет так, что не то, что встать, дышать не может, вот тогда поймет и пойдет вакцинироваться.
Пока проблема не актуализируется, наш человек не почешется. Это специфика российская. Мы все время живем в состоянии стресса, поэтому нас стрессом не напугаешь.
«СП»: - И сколько мы еще будем в таком состоянии находиться?
- Обидно, что есть выход – простой. Одно дело жить в состоянии стресса, когда выхода нет – куда ты денешься? И другое, когда он есть. Но общественная психология, явление крайне мало рациональное.
Кстати, мы еще должны быть благодарны нашим московским властям, потому что они в этой сложной ситуации (а в Москве еще более сложная ситуация) что-то делают. И люди идут вакцинироваться. Не сказать, что потоком, но, в общем, эти самые пункты вакцинации не пустые.
Чтобы ускорить этот поток, мотивацию надо делать более сложную и многочисленную, на разные группы людей.
Самое простое для молодежи, мотивировать их через лидеров мнения их возраста. Потому что представителю этой возрастной категории плевать выиграет он машину или нет. У них – мама с папой. Если у них есть деньги на машину, значит, машина в любом случае будет. Нет денег – не проблема.
Их мотивировать надо иначе просто по психологическим основаниям.
Все побегут вакцинироваться, когда будет как в Индии - не дай Бог, конечно. Или как в Нью-Йорке полтора года назад. Вот тогда побегут все, и еще будут друг друга локтями расталкивать.