Россия накрыла новая волна Covid -19
Многие вспоминают прошлое лето, которое тоже проходило под знаком Covid -19. Мы, помнится, сидели по домам и боялись даже в магазин выйти за сто метров, хотя цифры заболеваемости - были ниже сегодняшних. Власти тогда велели оцепить парки, и спортивные площадки, люди чуть ли не в противогазах ходили и с ненавистью смотрели на любого, кто чихнёт. А некоторые и в буквальном смысле – в противогазах.
Пришлось однажды такого встретить на Савеловской эстакаде в Москве: человек в навороченном современном противогазе шел по своим делам. Помнится еще дул свежий ветер, который, наверное, по его представлению - мог занести в незащищенные органы смертоносный вирус.
Прошел год. Сергей Собянин опять объявил выходные на всю неделю. Сам привился даже не два, а, по его словам, три раза. Опять мэрия издала распоряжение на скамейках больше трех не собираться, а лучше вообще на них не садиться, но… все уже будто привыкли и к этой эпидемии, и к этим запретам. Люди как обычно ходят по своим делам, не обращая внимания на строгие указы, некоторые без масок, или с маской на подбородке. Ведь объявили, что третий вал прокатился, «а четвертому не быти».
Хотя «друзья друзей» в интернете непрерывно советуются: чем прививаться и надо ли? Вот один привился «Спутником», через месяц после второй дозы заболели оба с женой. Она тоже с прививкой, но болела легко, а он тяжело, лежал в больнице. Самое интересное, что лечащие врачи по поводу сочетания прививки с болезнью, ничего ответить не могут, они вообще и не в курсе, кто у них лечиться привитый, кто нет.
Мы неспешно входили в третью волну с конца апреля. Потом вдруг - понеслось. В Москве полыхнуло с первых чисел июня. В Питере - чуть раньше. Остальная Россия подтягивается, судя по переписке в социальных сетях.
Отдельная интересная история - Чемпионат Европы по футболу «Евро-2020». Болельщиков, это очень занимает. По какой-то иронии судьбы провести его в законные сроки - летом 2020 года в итоге оказалось бы даже безопаснее, чем сейчас. В этом году сборные приехали в Питер на фоне пика заболеваемости. В нашей команде уже выявлен один инфицированный, а ведь он общался со всеми игроками. Интересно, все команды в итоге не смогут доиграть или некоторые сойдут с дистанции не из-за пропущенных голов, а из-за внутрикомандной вспышки болезни?
Врач, специалист в области эпидемиологии и медицинской статистики, доктор медицинских наук, профессор Игорь Гундаров не устает повторять, что есть четко повторяющаяся из года в год три сезонные волны вирусных инфекций:
- Конец сентября - октябрь, конец декабря - январь и конец марта - апрель. И еще есть традиционная волна в июне, но она - со знаком минус. Из года в год происходит одно и то же. То же самое произошло в этом году, и третья волна спала. Новая волна – вне этого цикла.
Нужно еще разобраться, что это такое, чем обусловлено? Не исключено, что подобно трем традиционным волнам активности заболеваний, четвертая - нагрянула под влиянием геомагнитизма или солнечной активности. Раньше мы игнорировали эти явления. Но сейчас начинаем задумываться: возможно, это достаточно сильный фактор? Эти явления влияют на организм человека, в результате растет общая смертность. Время от времени понижается и снова растет активность микрофлоры. Исследованием этого сейчас можно было заняться.
Ведь у знаменитого русского ученого Александра Чижевского есть на этот счет прекрасная монография под названием «Земное эхо солнечных бурь». Вспышки на солнце подавляют иммунные возможности организма, активируют микрофлору, возникают эпидемии холеры и других болезней. Он очень четко это доказал. В связи с этим любопытно было бы проследить динамику магнитного поля Земли за последние пять-семь лет…
Даже квалифицированные врачи сих пор удивляются, наблюдая за тем, как именно развивается пандемия. Конечно, есть научное обоснование эпидемиологического процесса, учеными всё давно разложено по полочкам. Но всё равно: вроде и понимаешь почему, и, в то же время, не осознаешь до конца. Почему два месяца инфекция тихо тлела, и вдруг, когда не ждали, разразилась вспышка, от которой не скрыться. Ведь все делали разумно: отправили по домам школьников, опустели ВУЗы. В метро стало объективно меньше людей ведь началось лето. Вирус этого словно не заметил.
Даже среди самих врачей нет единой точки зрения. Практикующий врач, доктор медицинских наук, профессор Павел Воробьев считает, что вакцинировать население можно только добровольно, иначе по всем мировым стандартам это преступление, как и испытывать новую вакцину на военнослужащих:
- К чести нашего народа, прививочная компания с треском провалились. И - странно даже - мы не вымираем. Число больных растет, но не катастрофически. Даже если врут со статистикой - каждый вокруг себя может оглядеться и не увидеть массового роста. Конечно, больные есть, их немало, но их все чаще и чаще лечат амбулаторно. И мы лечим. И другие по нашим методикам. Но волны, про которые нам так долго говорили, видимо, сгладились до состояния легкого бриза…
Есть и другое мнение, что напряжение нарастает, и, даже не обращая внимания на официальную статистику, некоторые врачи стали по новому оценивать размеры заразы из-за того, что им самим принялись звонить обеспокоенные люди, с просьбой разъяснить: как себя вести если поднялась температура? Таких просьб стало гораздо больше. Положительные результаты теста на полимеразную цепную реакцию (ПЦР) у поступающих пациентов сыплются один за другим. Заболевают коллеги и родственники, делится наблюдениями Алексей Федоров, кандидат медицинских наук врач высшей квалификационной категории:
- Можно выявить некоторые закономерности первых дней очередной вспышки, которые в дальнейшем, могут быть скорректированы или даже опровергнуты. Они основаны не на работе в «красной зоне», а на наблюдении вокруг. Болеют много. Но, в отличие от того что было, теперь переносят заразу еще более по-разному. Но есть некие закономерности, людей можно разделить на четыре группы.
Первые – это не болевшие и без прививок. У них все протекают среднетяжело или тяжело. Лёгких форм у этой категории почти не стало.
Вторые – те, кто переболел, еще с марта 2020 го. Они переносят хворь как обычную ОРВИ: ломота, головные боли, насморк, температура повышена лишь чуть-чуть и держится день, два, три. Обоняние повторно не пропадает. На всю болезнь уходит неделя. У некоторых лишь регистрируют положительный мазок без симптомов.
Третьи - привитые менее полугода назад. Они, как правило, не заболевают или у них положительный ПЦР без симптомов. Некоторые теряют обоняние и вкус, но температуры,
слабости, других симптомов не чувствуют. Порой встречается лёгкая форма, тяжёлые случаи в этой группе на сегодня практически не наблюдаются.
Четвёртые - привились «Спутником» более полугода назад. Некоторые принимали участие в клинических испытаниях. Они могут не заболеть вовсе, болеть в лёгкой, иногда и в среднетяжёлой форме…
К сожалению, высокий титр антител после перенесённого заболевания, или вакцинации, не гарантия того, что вовсе никогда не заразишься. Судя по наблюдениям практикующих врачей, не претендующих на строгую научность, в стационарах лежат тяжёлобольные и после вакцинации, и повторно заразившиеся. Но таких случаев мало – как повезет, или скорее не повезет.
Алексей Юрьевич и сам подхватил Ковид в минувшем ноябре. Болел легко. Пару месяцев назад получил дозу «КовиВака», одну. Учитывая хорошую выработку антител, вторую колоть не стал. За последние десять дней много контактировал с инфицированными, и на своем опыте надеется проверить действенность прививки.
Что нас ждёт прямо сейчас? Возможно, две-три недели на подъем, две-три недели на «плато», и месяца полтора на спуск кривой заболеваемости. Не исключено, что вспышка продлиться до середины, а то и до конца лета. Мы так и не успели сформировать коллективный иммунитет с помощью вакцинации и всё-таки вошли в третью (или «третью плюс») волну. Из положительных наработок - стационары для лечения Covid -19 готовые еще с прошлого года. Переход на «режим повышенной готовности» займёт от силы неделю.
Специалисты утверждают, что при пандемиях ХХ-го века третий эпидемиологический подъем заболеваемости частенько мощнее первого, но всё-таки меньше второго. Для всех нас самое главное, чтобы этот подъём оказался, как говорят, «крайним». Увы, для кого-то он действительно окажется последним, но всем жить в таком напряжении многие годы – очень не хочется. Вот и эпидемия гриппа «Испанки», говорят, продлилась два года. Возможно, нынешняя - сопоставима с тем, что происходило ровно сто лет тому назад.