Ковид-коррупция: принудительная вакцинация грозит эпидемией обмана. Комментарий Семена Новопрудского

Российские регионы один за другим принимают решения о принудительной вакцинации ряда категорий работников с разрешением преследовать непривитых. На фоне дефицита вакцин и по-прежнему отрицательного отношения большинства россиян к идее привиться даже ради отдыха на курортах это грозит массовой ковид-коррупцией, которая может свести на нет и без того неочевидную эффективность новой российской тактики борьбы с коронавирусом.

Ковид-коррупция: принудительная вакцинация грозит эпидемией обмана. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Буквально каждый день мы видим сообщения: «Мошенники начали продавать OR-коды на проход в московские рестораны за пятизначную сумму». Или такие: «В Москве задержаны мошенники, продававшие поддельные сертификаты о вакцинации». Нет сомнений, что таких новостей в ближайшие дни и недели станет больше, но они и близко не будут отражать всю полноту картины.

Уже известно, что вакцинация одного легального трудового мигранта в Москве — а иностранные работники составляют основу курьеров в службах доставки и строителей — официально будет стоить 1300 рублей. При этом вакцинация займет много времени, а останавливать стройки и работу служб доставки никто не станет: начнется массовая «пакетная» покупка сертификатов о вакцинации работодателями для своего персонала. Причем необязательно поддельных — среди российских медиков (кстати, такое отмечается не только в России) нет единства в вопросе о необходимости вакцинации. Часть врачей вполне может поучаствовать в продаже таких сертификатов не только за деньги, но и по личным убеждениям. Из регионов в соцсетях уже рассказывают истории о том, как люди просто договариваются во время прививки, чтобы медсестра слила вакцину и вколола физраствор. А сертификат о такой вакцинации будет вполне официальным.

В России уже даже в крупных городах есть перебои с вакцинами. Этот дефицит, помноженный на нежелание людей прививаться и угрозы отстранять невакцинированных от работы без зарплаты или даже увольнять их, неизбежно приведет к массовым попыткам откупиться от таких репрессий. Будет спрос — будет и предложение. А спрос явно будет.

Отдельным рынком ковид-коррупции станет торговля поддельными ПЦР-тестами или лайфхаки, как добиться гарантированно отрицательного теста при путешествиях за пределы России. Ни одна из зарубежных стран, куда россияне привыкли ездить на отдых, пока не собирается признавать российские вакцины. Так что вакцинация внутри России не дает гражданам никаких преимуществ с точки зрения свободы перемещения по миру. А без ресторанов запросто можно прожить. Не говоря уже о том, что сами заведения скорее будут помогать людям обходить эти ограничения (например, пускать по любому QR-коду в мобильном телефоне, не проверяя происхождение этого кода, — такие случаи из реальной жизни уже тоже описаны в соцестях), чем жестить с проверками.

Конечно, народ не покидает надежда, что как только в середине июля наступит пора первых отчетов о ходе принудительной вакцинации, начальство отчитается перед вышестоящим начальством и наступят некоторые послабления. Примерно так же наши бабушки и дедушки мечтали, что после Великой Отечественной войны наконец «отменят» колхозы.

Проблема в том, что когда идет профанация масочного режима — это полбеды, а когда ковид-коррупция искажает картину вакцинации в стране — это уже настоящая беда. Если значительная часть населения или даже большинство считает способы борьбы с вирусом более страшными и неприемлемыми для себя, чем сам вирус, бытовое сопротивление таким мерам и методам гарантированно. Его главной формой станет массовая низовая ковид-коррупция, которая будет пользоваться искренней поддержкой людей.

Но главное, такая ковид-коррупция может радикально исказить оценку доли реально привитых и влияния принудительной вакцинации на ход пандемии в стране. А если не вакцинированные де-факто, но получившие сертификат де-юре начнут попадать в больницы с ковидом, это еще сильнее подорвет доверие к вакцинам. Правда, если дефицит вакцин будет нарастать, в регионах власти постепенно сами просто перестанут следить за исполнением своих же грозных указов.