Вместе с коронавирусом к нам вернулись вредные привычки
Назвать это можно как угодно, например, возврат миллионов россиян к вредным привычкам. Или более политкорректно – отказ существенной части россиян от здорового образа жизни. Суть не изменится. Нацпроект «Демография», бюджет которого составляет 3,11 трлн рублей, трещит по всем швам.
Поскольку пандемийно-кризисные реалии – затянувшееся падение доходов на фоне роста цен и безработицы – уже ставят под сомнение достижение таких целевых показателей нацпроекта, как, например, рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни до12%, и увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет до 2024 года.
В пандемию количество ведущих здоровый образ жизни россиян упало на четверть. В первом ковидном году доля россиян, строго придерживающихся принципов здорового образа жизни, снизилась на 25% - подсчитали аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании опросных данных Росстата. Численность «зожников» в России упала по сравнению с 2019 годом на 3,7 млн человек - с 14,5 млн до 10,8 млн.
Несмотря на то, что женщины в ЗОЖ-сообществе все еще численно превосходят мужчин, за год количество зожниц стремительно упало - с 10 млн до 6,2 млн человек, то есть на 38,5%. ЗОЖ у мужчин при этом, напротив, медленно наращивает обороты - количество зожников выросло на 4% (+177 тыс., до 4,6 млн человек). В результате общее сокращение числа россиян, ведущих здоровый образ жизни, на 3,7 млн человек было обеспечено резким сокращением численности зожниц при одновременном небольшом росте количества зожников-мужчин.
«Стремление человека следовать принципам здорового образа жизни зависит от множества факторов - воспитания, уровня образования, традиций и культурных особенностей, а также от фундаментальных экономических показателей, таких как уровень дохода и доступность различных благ: регулярного качественного питания, возможностей для самореализации, отдыха и занятия спортом. Вредные привычки более распространены среди людей с невысокими доходами, кроме того, очевидно, что у малообеспеченных слоев не хватает ни денег, ни времени для качественной заботы о своем здоровье», - отмечает президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.
- Действительно - пандемия нанесла серьезный удар по эмоциональной и финансовой стабильности. И на фоне этого приверженность к здоровому образу жизни устремилась вниз, - считает психолог Екатерина Муравьева. - Можно порассуждать о том, что быть зожником — это дорого, и все в стрессе, какой тут зож. На самом деле причина банальна - отсутствие адекватных знаний и навыков организовывать себе здоровое питание и досуг в разных ценовых сегментах, быстро адаптировать быт и процесс организации питания дома под актуальные нужды. Кроме того, ситуацию усугубляет отсутствие психологической грамотности и умения управлять своим эмоциональным состоянием без помощи еды, алкоголя или сигарет.
Всеобщая боль - сложно свернуть с привычных маршрутов в супермаркете и не понятно, чем себя и детей развлекать, когда закрыты заведения общепита, не понятна ситуация с индустрией организованных развлечений. Понятно, что задача любого бизнеса – заработать, и реклама агитирует покупать разное. Но буду откровенна, сегодня действительно не та ситуация, когда можно отдавать здоровье и умы людей в руки рекламщиков.
Очень многие люди и рады вести здоровый образ жизни, но они, наученные рекламой, думают, что в этом может помочь только киноа с лососем и авокадо, и абонемент в дорогой спортклуб и инновационные кроссовки. Знакомые всем с детства копеечные овсянка, перловка, горох, белокочанная капуста, морковка и другие региональные продукты лежат на нижних полках супермаркетов и не так востребованы, как переоцененные полуфабрикаты и гламурные популярные символы ПэПэ. Хотя та же перловка вполне сопоставима по своим качествам с киноа (которое в Перу стоит как перловка). А белокочанная капуста - отличный источник пищевых волокон и кальция.
Отдельно заслуживают внимания лозунги «грустить и унывать вообще нельзя» и важно быть счастливым и «мыслить позитивно». В попытке отгородиться от того, что беспокоит, и не умея просить о поддержке близких людей прямо, люди действительно погрузились в свои привычные способы справляться с переживаниями. Но если подумать, то эти способы только усугубляют проблемы - как финансовые (ведь алкоголь или другой антистресс еще купить нужно), так и со здоровьем. Похоже на замкнутый круг. Без адекватной пропаганды, без точечного обучения людей узкопрофильными специалистами навыкам организации бюджетного здорового питания и управления стрессом, думаю, что задачи проекта «Демография» не решить.
- Алкоголь и сигареты значительно притупляют тревожность, которую вызывает экзистенциальный кризис. Но эти вредные привычки – лишь следствие уныния, которое в долгосрочной перспективе может поспособствовать развитию не только алкоголизма и наркомании, но и даже привести к суициду, - предупреждает медицинский психолог, судебный эксперт-психолог и социальный философ Олег Долгицкий. - Пандемия коронавируса освободила людям огромное количество времени, которое спровоцировало у людей экзистенциальный вакуум. Т.е. у людей появилось бессмысленное пустое время, наполненное скукой. До пандемии сторонники ЗОЖ тратили свободное время на спорт, но теперь, когда появилось больше времени, они не могут заниматься ещё больше, потому что организму после тренировок требуется восстановление.
Аналогичная история с людьми, которые раннее были антиЗОЖниками, при обильном возлиянии людям на утро также нужно восстановление, соответственно помногу пить они также не могут. Это и создало условия, при которых ЗОЖники в период восстановления между тренировками начали выпивать алкоголь, а антиЗОЖники начали кататься на роликах, велосипедах и ходить с семьёй в парки. В обоих случаях основная причина — это излишек свободного времени.
Почему же именно алкоголь и сигареты прельщают обе столь противоположные группы? Потому что алкоголь и сигареты значительно притупляют тревожность, которую вызывает экзистенциальный кризис. Уныние, порождённое в период безделья, может в долгосрочной перспективе поспособствовать развитию не только алкоголизма и наркомании, но и даже привести к суициду. Именно поэтому в христианстве уныние является одним из главных смертных грехов, а употребление сигарет и алкоголя лишь следствием.
А что же делать, чтобы не злоупотреблять алкоголем и сигаретами, спасаясь от экзистенциального кризиса в период пандемии? Ответ прост - необходимо заполнить своё время смыслами, среди которых, например любовь, которую человек получает в форме заботы от семьи, родственников и ближайшего окружения. Уважение, которое человеку проявляют на его работе. Познание, которое человек может обрести в постижении науки, религии и философии. Эстетика, переживание которой рождается от создания произведений искусств и соприкосновения с ними.
Другим не менее важным аспектом здесь выступает общество потребления в целом, которое способствует тому, чтобы люди заполняли экзистенциальный вакуум чем попало. Кроме алкоголя и сигарет люди также бессмысленно потребляют сериалы, контент в социальных сетях и ТВ программы.
Про переедание и говорить тут нечего, очень многие люди столкнулись с проблемой ожирения в этот период. Мы живем в эпоху третьей промышленной революции эпохи капитализма, который имеет огромное количество изъянов, именно поэтому проблема бессмысленности жизни и беспорядочного потребления стала столь актуальна в период пандемии.
- Важно иметь ввиду, что ЗОЖ (как и антиЗОЖ) - это, как правило, не только вопрос биологии, медицины или физиологии, но и важная часть социальной идентичности индивида, - считает доцент кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета Иван Нохрин. - Выбирая ЗОЖ, человек помимо прочего демонстрирует свою приверженность определенным ценностям, идеалам, моральным императивам. Это могут быть забота об окружающей среде или о собственном теле, стремление вести современный образ жизни или соответствовать стандартам определенной социальной группы, способ подчеркнуть собственную индивидуальность или наоборот влиться в компанию. В конце концов ЗОЖ сегодня — это целая субкультура.
Однако любая идентичность имеет смысл только в процессе социального взаимодействия, т.е. когда она «отражается» в восприятии других людей, когда другие оценивают, признают и поддерживают твой выбор, повышая тем самым твой статус в том числе и в твоих собственных глазах (либо наоборот, критикуют его, давая тебе шанс побороться за собственные идеалы). По мере того, как интенсивность социального взаимодействия сокращается, исчезают смысл и сама возможность иметь какую-либо идентичность. Думаю, в эпоху пандемии подобные тенденции охватили не только субкультуру ЗОЖ, но и все остальные субкультуры.