Диспансеризация после COVID-19: кому нужно пройти углубленное обследование?
Минздрав опубликовал приказ о порядке направления граждан на углубленную диспансеризацию. Почему тем, кто переболел коронавирусом важно ее пройти, рассказал телеканалу «МИР 24» медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов.
– Чем углубленная диспансеризация отличается от обычной. Почему тем, кто переболел ковидом важно пройти детальное медицинское обследование?
Михаил Данилов: Углубленная диспансеризация выявляет непосредственно последствия перенесенной коронавирусной инфекции. Обычная диспансеризация может работать на выявление большого круга возможных патологий. Она отличается для разных возрастов, а также по частоте. В нее могут подключаться обследования у врачей-специалистов: уролога, невролога, гинеколога и так далее. То есть обычная диспансеризация зависит от того, что предполагает врач-терапевт на первичном приеме. Углубленная диспансеризация, которая сейчас объявлена, нацелена на выявление именно последствий коронавирусной инфекции. На первом этапе она включает комплекс обследований и анализов, который направлен на то, чтобы зафиксировать снижение тканевого дыхания. Также в диспансеризацию включены анализы, которые фиксируют изменения системы свертываемости крови. Они позволяют засечь те изменения, которые произошли после коронавирусной инфекции.
– Какие дополнительные специалисты будут привлекаться к углубленной диспансеризации?
Михаил Данилов: Основной круг обследований проводится принимающим терапевтом. Упор делается не на расширение круга специалистов, а на углубленные исследования. Туда включается томография легких, эхокардиография, исследования сосудистого русла, исследования системы свертываемости крови. И уже по итогам принимается решение о необходимости еще каких-либо исследований.
– Исходя из накопленного опыта, с какими постковидными симптомами и недугами чаще всего приходится сталкиваться?
Михаил Данилов: Наиболее часто встречаются последствия для сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Причем в комплексе. Плюс выявляются различные последствия, связанные с тромботическими осложнениями (с проблемами свертываемости крови). Конечно, на первом месте – поражение органов дыхания, потеря части возможности для обмена кислорода и все, что с этим связано. Первый круг реабилитационной помощи с последствиями коронавирусной инфекции направлен на восстановление функции дыхания. Круг других последствий может быть очень широким. Есть данные и о влиянии коронавируса и на пищеварительную систему, и на систему выделения, и, что немаловажно, это «психологический хвост» в виде депрессий и психоастений.
– Если говорить об отдаленных последствиях. Какие наиболее опасны?
Михаил Данилов: Сейчас о совсем отдаленных последствиях говорить рано. Больше речь идет о том, чтобы справиться с первичными последствиями – те, которые мы воочию наблюдаем. Постковидный синдром – это диагноз, он принят в международную классификацию болезней. Это довольно большой симптомокомплекс. Сейчас важно обратить внимание не на отдаленные прогнозы, а на работу в текущей ситуации. Потому что срок эффективной реабилитации по последствиям коронавирусной инфекции не такой большой и нужно действовать как можно быстрее, чтобы избежать как раз отдаленных последствий.
– Мы уже ни раз слышали о том, что у людей с хроническими заболеваниями COVID-19 протекает тяжелее. В приказе Минздрава говорится, что направлять на углубленную диспансеризацию будут всех без исключения переболевших коронавирусом. Не означает ли это, что и у тех, кто переболел в легкой форме, даже если ситуация не отягощена хроническим заболеваниями, в будущем могут проявиться какие-то нежелательные последствия?
Михаил Данилов: Диспансеризация, как отработанная система работы с пациентом, подразумевает то, что пациент не всегда может оценить действительно реальный уровень. Чем хороша диспансеризация? Тем, что она без разбора проверяет каждого, кто обратился или кого пригласили на нее. И создается условие для выявления того, чему человек не придает значения. Эта основная функция всегда была, она заложена и в базовую, и в углубленную диспансеризацию. Я бы сказал, что существует вероятность найти реальные последствия у большего количества людей, даже у тех, кто не считает себя тяжело переболевшим.
– В приказе Минздрава уточняется, что углубленную диспансеризацию могут пройти все – не только официально переболевшие, но и те, кто не обращался за медицинской помощью. Для этого нужно подать заявление на имя руководителя поликлиники или центра медицинской организации, где пациент наблюдается. Понятное дело, что если человек не обращался за помощью, то он перенес коронавирус в легкой форме и, возможно, узнал об этом сдав тест на антитела. Имеет ли смысл проходить диспансеризацию, если, например, прошло полгода и после ковида не наблюдается никаких неприятностей со здоровьем?
Михаил Данилов: Конечно. В этом и есть смысл диспансеризации – обнаружить то, что человек не может найти у себя самостоятельно. Большинство из нас к полноценному самообследованию не способны, это задача врачей и медицины.
– Если у пациента наблюдаются те или иные нежелательные недуги, сколько времени в среднем нужно на реабилитацию?
Михаил Данилов: В медицинской реабилитации есть понятие «потенциал», то есть возможность организма отреагировать на реабилитационные мероприятия и получить положительный сдвиг. Все зависит от тяжести, с которой мы столкнулись – чем больше последствий, тем больше и кропотливее работа. Если говорить про классические курсы реабилитации, например, в санаторно-курортном учреждении, то такой курс в среднем занимает от 14 до 21 дня. Но, вообще, реабилитация – это процесс длительный, а он предполагает участие в нескольких этапах лечебного процесса.
– Что может помешать успешной реабилитации?
Михаил Данилов: Кроме нежелания ее проходить, вряд ли что-то может помешать.
– Почему важно тем, кто переболел коронавирусом пройти углубленную диспансеризацию?
Михаил Данилов: Это реальный способ объективизировать свое состояние. На самом деле, даже врач не может сам себя обследовать без взгляда со стороны. Мне кажется, это довольно универсальный способ для того, чтобы объективно оценить свое состояние.