Интернет против дырявого кишечника: почему в онлайн-торговле БАДами все большую роль играют блогеры-псевдоврачи

Не так давно в российских СМИ разразился скандал: крупное издание опубликовало статью о популярном инстаграм-аккаунте популярного блогера "биохимика" Елены Корниловой, которая рассказывала о здоровом образе жизни и долголетии, достигаемом приемами витаминов и БАДов. По словам самой Корниловой, у которой на тот момент было четверть миллиона подписчиков, у нее были дипломы Мюнхенского технического университета и Университета Анхальта, а кроме того она якобы обучалась в Национальном университете Сингапура. Она активно рекламировала БАДы с iHerb, при этом советовала не мелочиться – например, беременным женщинам Корнилова рекомендовала принимать по 26 таблеток в день. Плохая реклама Конфуз случился, когда бурной активностью интернет-консультанта заинтересовались настоящие ученые из Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований. Используя наработанные контакты с зарубежными коллегами, им удалось установить, что дипломы Корниловой - фейковые, а предлагаемые ею схемы лечения не просто не имеют доказанной эффективности, но зачастую вредны для здоровья. В итоге публикацию сняли и появилось опровержение, но это Корнилову не остановило. На сегодняшний день у нее 547 тысяч подписчиков. Она процветает, у нее свой сайт и телеграм-канал, где она продвигает свои "интенсивы" и раздает промокоды на iHerb. Более успешная "коллега" Корниловой, терапевт Наталья Зубарева в том же 2019 году была удостоена антипремии "Почетный академик ВРАЛ", учрежденной фондом "Эволюция". Ученые обнаружили в ее "трудах" рассказы о "дырявом кишечнике", чакрах и, конечно, советы по лечению всех болезней биодобавками. Однако это также не помешало Зубаревой удвоить количество подписчиков: с 2,5 миллиона человек до 4,9 миллиона. Она продает билеты на свои семинары и даже открыла "онлайн-академию здоровья", и, конечно, продолжает рекламировать iHerb по личному промокоду. Как посчитали журналисты, ее доходы только за счет промокодов могут исчисляться миллионами рублей ежемесячно. Доходные БАДы Блогеров, которые позиционируют себя как врачи и эксперты по здоровому образу жизни, в сети сейчас тысячи. Конечно, среди них есть ответственные и компетентные специалисты, которые ведут блог в качестве хобби. Но разбогатеть на таком увлечении крайне сложно. Реальный источник больших денег – это реклама БАДов и товаров для здоровья по реферальным программам крупных онлайн-маркетплейсов (в России на роль лидера в этом сегменте претендует американский маркетплейс iHerb), а также продажа собственных курсов, сеансов терапии и онлайн-контента. Наиболее удачливые блогеры продают БАДы под собственным брендом. Так, остеопат и краниопостуролог (как он пишет сам о себе) Владимир Животов, прославившийся сеансами стоимостью 50 тысяч рублей, также продает витамин D3 под брендом, который так и называется - "Доктор Животов". Формально к нему действительно сложно придраться: с 2015 года остеопатия включена в перечень медицинских специальностей России, хотя в научном сообществе, в том числе и в Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, научный статус остеопатии не признают. Витамин D3 действительно нужен многим людям, но чем обусловлена цена в полторы тысячи рублей за упаковку, хотя судя по описанию продукт произведен в России, а цена аналогичных отечественных витаминов - в 2-3 раза меньше? Вероятно, только лояльностью собственной аудитории (благо, что у Животова 1,8 миллиона подписчиков). Впрочем, своя линейка БАДов доступна единицам, для всех остальных есть iHerb. Вот гинеколог Галa Гарбузова (1 миллион подписчиков), которая, невзирая на свою основную специальность, почему-то активно дает советы по диетам. Она продвигает сыроедение, "лечебное" голодание по 7-10 дней, "детокс". Гомеопат, "холист" и "антропософский врач" Татьяна Колотова (360 тысяч подписчиков) лечит диарею путешественников, ОРЗ и другие инфекционные заболевания сахарными шариками, а в своем телеграм-канале распространяет слухи о вреде вакцинации. Посты с рекламой iHerb наверное, самое лучшее, что есть у нее в Instagram. Еще одна номинантка на премию "Академик ВРАЛ", возмутившая врачей тем, что призывала онкобольных отказаться от химиотерапии, Екатерина Филатова ("Katia Txi"), также никуда не делась. У нее 624 тысяч подписчиков в Instagram, она продвигает гомеопатию, активно выступает против вакцинации, а в шапке ее профиля - вновь непобедимый промокод iHerb. Запретный плод Девять из десяти бьюти-блогеров рекламируют БАДы с американского сайта iHerb, уже дважды запрещенного решениями российских судов. Через сайт распространялась продукция, в состав которой входит 31 растение из 339 запрещенных для использования в БАДах – психотропные, наркотические, сильнодействующие или ядовитые вещества. Вместо красоты такие компоненты могут довести до инвалидности. С чем связана такая любовь среди блогеров к этому маркетплейсу, понятно - это своеобразный теневой бизнес. Реферальные программы приносят реальные деньги, ведь с каждого прошедшего по ссылке и сделавшего заказ, определенный процент идет владельцу промокода. А iHerb активно стремится к лидерству на онлайн-рынке БАД в России. Выгода компании здесь также очевидна – блогеры дают стабильный поток покупателей. Характерно, что медицинского образования у таких "консультантов", как правило, нет. Они говорят, что делятся БАДами, которые якобы употребляют сами. Загадка, считают социологи, как они становятся инфлюенсерами – безоговорочными лидерами общественного мнения. За счет так называемой нативной рекламы, которая замаскирована как частное мнение, им удается продавать миллионам людей за немалые деньги даже рыбий жир. При этом никто не предупреждает, что переизбыток различных веществ может быть просто опасен. О своем здоровье нужно заботиться самостоятельно", - говорит блогер Кристина Токарева из Киева. Она уверяет, что ничего не получает за свои рекомендации, но не отрицает, что раздает подписчикам промокоды на рекламируемую продукцию. Например, Карина, у которой после родов начались проблемы с волосами, выложила круглую сумму за "чудо-витамины" по совету одной из блогерш, и в результате заработала тяжелейший дерматит, при котором любой контакт рук с водой вызывал сильное жжение. Наверняка эта женщина, еще будучи беременной, принимала поливитаминный комплекс, считает врач-диетолог, эндокринолог Елена Евдокимова. "Системы дезинтоксикации организма оказались перегружены. Здесь, на мой взгляд, именно клиническая картина передозировки жирорастворимых витаминов, прежде всего, А и D", - отмечает специалист. Виталина рассказывает, что не смотрела, что приобретала, признавая, что это звучит глупо. Затем у нее начались проблемы с внутренними органами - боли в груди, под ребрами, стало тяжело дышать. Ошибка в таких случаях всегда одна и та же - пациент не сдает анализы и принимает лекарственные средства без назначения врача. Бизнес все это понимает и этим пользуется. Но сейчас среди крупных компаний принято задумываются не только о прибыли, но и о социальной ответственности и собственной репутации. Использование блогеров, продвигающих антинаучные и опасные для здоровья практики, с этим не вяжется. Почему-то позитивные тренды обходят стороной рынок трансграничной торговли БАДами. Не навреди Как в этом всем сориентироваться простому человеку, который не обладает знаниями и компетенциями члена Комиссии РАН по борьбе с лженаукой? Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева советует пользоваться адресными рекомендациями квалифицированных врачей: "В случаях, когда речь идет о рекомендациях от конкретных лиц, важно обращать внимание: от кого исходит рекомендация. Если это врач, то он несет профессиональную ответственность перед своими пациентами за сделанные назначения. Если это блогер, иной "диванный эксперт", то никакой ответственности за свои рекомендации этот субъект не несет. Но и сами рекомендации, как правило, носят крайне сомнительный характер. Роскачество рекомендует во всех случаях пользоваться адресными рекомендациями квалифицированных врачей". Что же до самостоятельной покупки БАДов, то здесь первое правило – не навреди. По своему определению БАДы не являются лекарством, а значит, не требуют рецепта. Другое дело, что в интернете легко столкнуться с биодобавками, содержащими в себе рецептурные лекарства, гормоны или даже запрещенные сильнодействующие вещества. Как советует известный врач и научный журналист Алексей Водовозов, нужно внимательно смотреть упаковку и покупать только те БАДы, которые зарегистрированы в реестре Роспотребнадзора: "Биодобавки ищут в реестре Роспотребнадзора, а лекарственные средства - в государственном реестре лекарственных средств, что достаточно логично. А вот если вы не нашли это средство ни там, ни там, то вот здесь уже есть повод задуматься: а не пытаетесь ли вы съесть вот ту самую мешанину из змей, лягушек и всего прочего? Потому что если ни там, ни там не зарегистрировано, то скорее всего эта вещь не то что неэффективна - это мягко сказано - она будет чрезвычайно опасна, гораздо опаснее, чем те же биодобавки, зарегистрированные официальным путем".

Интернет против дырявого кишечника: почему в онлайн-торговле БАДами все большую роль играют блогеры-псевдоврачи
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости