В России возможны перебои в поставках препарата для лечения артрита
Ревматологи предупредили о перебоях в поставках зарубежных препаратов для лечения артрита. В аптеках пропал раствор для инъекций «Метотрекстат-Эбеве» швейцарской компании Sandoz, пишут «Ведомости».
Это препарат из списка жизненно важных. Пациенты принимают его раз в неделю на протяжении всей жизни. Пропуск может привести к серьезным обострениям. Препарат считается «золотым стандартом» не только в ревматологии. Его также используют при лечении онкологии и в некоторых схемах лечения коронавируса — спрос на метотрексат очень высок — в России его принимают около 2,5 млн человек. Куда пропал метотрексат?
В Росздравнадзоре заявили, что метотрексата на сегодняшний день в России достаточно. С начала года в гражданский оборот поступило более 2,5 млн упаковок раствора.
По данным RNC Pharma, за первые семь месяцев этого года фармкомпании поставили на российский рынок 2,2 млн упаковок раствора, 48% из них приходится на поставки Sandoz («Метотрексат-Эбеве»), пишут «Ведомости». Но в форме раствора для инъекций препарат с августа почти не найти, говорит вице-президент российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова:
Полина Пчельникова вице-президент российской ревматологической ассоциации «Надежда» «Таблетированного импортного метотрексата в РФ с прошлого года нет. Флаконы, раствор для инъекций другого производителя поставляются в весьма ограниченном количестве. И до исчезновения метотрексата их было достаточно сложно приобрести, а сейчас еще сложнее. Например, в Москве вчера эти флаконы были только в трех аптеках. То есть, доступного импортного Метотрексата, как минимум до октября не будет, а когда на самом деле он появится, совершенно неизвестно».
Препарат по-прежнему продают дистрибуторы «Пульс», «Катрен», «Авеста фармацевтика» и «Гранд капитал». В аптеке «Авиценна Фарма» препарат тоже есть. Сегодня утром можно было забрать три коробки со шприцами по полтора миллилитра. Можно заказать большую партию — доставку обещают в течение суток.
У метотрексата есть и российские аналоги. Но врачи говорят, что импортные существенно лучше по качеству и безопаснее.
В компании Sandoz подтвердили, что препаратов на российских складах нет. Проблемы связаны со сменой упаковки, так как у австрийского завода компании сменилась форма собственности, продолжает директор по корпоративным коммуникациям Sandoz в России Александр Алексеев:
Александр Алексеев директор по корпоративным коммуникациям Sandoz в России «Ближайшая поставка препарата ожидается в октябре этого года. У Sandoz достаточно большое количество заводов, как собственных, так и контрактных площадок, но любые поставки сопровождаются определенными регуляторными требованиями. Поэтому осуществление производства и поставок — это процесс небыстрый. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы обеспечить бесперебойность поставок. Мы ведем работы по ускорению рассмотрения вариаций, связанных с изменением наименования производственной площадки, и очень надеемся, что этот процесс завершится в текущем году. И мы сможем восстановить нормальные объемы поставок в Россию».
Цепочка поставки лекарственных средств в России достаточно длинная и запутанная. И с момента получения документов и ввоза препарата в страну до момента, когда коробка окажется на аптечной полке, может пройти месяц. Но здесь важно понимать и другой момент.
Как и во многих странах, в России введена обязательная маркировка лекарственных препаратов. И, когда препарат регистрируется в России, в документах указывается, с каких производственных линий он будет поставляться. И даже если компания отреагирует на возникший дефицит в стране-покупателе и мгновенно перебросит заказ с одного завода на другой, что практически нереально, официально ввести препарат в страну не получится — завод не был указан в регистрационных документах. Комментирует председатель российской Ассоциации фармацевтического маркетинга Герман Иноземцев:
Герман Иноземцев председатель российской Ассоциации фармацевтического маркетинга «Надо понимать, что и производственные планы тоже никуда не деваются. Заводы стоят достаточно загруженные, и переналадка линии для конкретного заказа для России тоже не происходит мгновенно. Это занимает какое-то время, и обычно заводчане внутри даже своей компании, внутри Sandoz, например, требуют, чтобы им за полгода-год точно сообщили сроки, когда им какую партию выпускать. Если у нас сейчас внезапно возникла дефектура, это, при всем желании российского подразделения Sandoz, не заставит заводы Sandoz внезапно разрушать все графики производства и вставлять туда российскую упаковку».
Дефицит метотрексата на местах — это действительно серьезная проблема. Перерыв в лечении может привести к серьезным обострениям. А на этом фоне в разы увеличивается и риск летального исходе при заболевании коронавирусом.