Вопрос жизни и работы. Реально ли найти баланс между ними

Бизнесменам и наёмным сотрудникам постоянно приходится балансировать между работой и личной жизнью, искать пресловутый work-life balance. Соцсети пестрят «рецептами» и «гарантированными способами», как сделать это правильно. «Секрет фирмы» изучил эти советы и поговорил экспертами и представителями бизнеса, чтобы узнать, работают ли подобные рекомендации в реальной жизни. Термин work-life balance впервые использовали в 1980-х. Но сам вопрос жизненного баланса относится к разряду «вечных» и одинаково актуален для владельца крупного бизнеса и любого наёмного работника в его компании. Когда человек увлечён каким-то делом, он может брать на себя всё больше и больше, не замечая, что всё остальное отодвигается на второй план. Энтузиастов работы на износ нередко подстёгивают примеры успешных руководителей и бизнесменов, которые не щадили себя и добились ошеломляющих успехов. Как тут не закусить удила, когда: основатель Тинькофф-банка Олег Тиньков говорил , что лидеру необходимо работать по 16 часов в день; основатель одного из крупнейших онлайн-маркетплейсов Alibaba Джек Ма рассказывал , что работать по 12 часов — это благословение («Как вы станете успешнее, если не тратите на это больше времени и энергии, чем остальные?»); один из богатейших людей мира Илон Маск с 2001 года не позволял себе отпуск длиннее недели и, несмотря на шестерых детей, посвящает большую часть своей жизни работе в основанных им компаниях; российский миллиардер Михаил Прохоров призывал всех работать по 12 часов в день шесть дней в неделю. Однако все люди разные, и то, что хорошо сработало для Илона Маска, может оказаться неприемлемым и непосильным для российского менеджера средней руки. По словам бизнес-психолога Ирины Ковалёвой, каждому человеку нужно разобраться самостоятельно, что для него будет тем самым балансом карьеры и личной жизни. Если пытаться среди всех советов вывести какое-то общее и универсальное правило, то оно звучало бы так: не существует никаких общих правил. В каждой отдельной ситуации каждому человеку придётся искать и выстраивать баланс заново, ведь обстоятельства и контекст у всех разные. Тем не менее, есть ряд «стандартных» советов по достижению баланса, которые с той или иной степенью успешности применяют люди на самых разных позициях. Разберём основные. Расстановка приоритетов Большинство рассуждений относительно баланса сводятся к тому, что баланса как равновесного и равнозначного успеха во всех областях жизни достичь вряд ли удастся. Регулярно та или иная сфера будет перетягивать на себя время и внимание. Постоянно придётся выбирать, что важнее: семья или работа, работа или хобби, хобби или репутация, репутация или удовлетворённость и так далее. Но чтобы выбор давался проще, многим помогает так называемая расстановка приоритетов: определение, какие цели и задачи требуют первоочерёдного внимания и как остальные сферы могут сосуществовать, не вредя главному. В теории это выглядит как некая иерархия ценностей, где вершине пирамиды, самым важным задачам уходит максимум ваших ресурсов, а тем деятельностям, что оказались внизу, уделяется внимание по остаточному принципу. Управление временем Модное в последнее время слово тайм-менеджмент (управление временем) кажется краеугольным камнем в вопросе соблюдения баланса. Рецепт прост: определиться, сколько времени нужно тратить на все активности и сферы жизни, чтобы они находились в относительно равновесном состоянии, и постараться привести свой график к этому знаменателю. Восполнение ресурса (отдых, ритуалы) В психологии есть понятие «ресурс» — здоровье, энергия, настроение, работоспособность, психическая устойчивость, способность общаться с другими людьми, деньги. И есть понятие «ресурсное состояние» — пресловутый баланс, когда у человека хватает ресурсов на полноценную жизнь. Ресурсы не берутся из неоткуда. Пополнить их может даже 20-минутный перерыв посреди рабочего дня. Но лучше этим не ограничиваться, регулярно позволяя себе занятия и ритуалы для восполнения сил. Какими они могут быть? Внимание к физическому и психическому здоровью С физическим здоровьем всё более-менее ясно. Общие советы по поддержанию своего тела в рабочем состоянии — правильное питание, достаточный сон, физическая активность и периодический осмотр у врачей, чтобы не пропустить болезнь. А вот на психическое и эмоциональное здоровье люди часто не обращают внимания. Между тем ровное психоэмоциональное состояние — это значимый ресурс, который помогает и в раобте и в жизни вне её. На что же обратить внимание, чтобы не становиться заложником своей психики? Кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии в институте им. Мечникова Виктория Кокоренко поделилась рекомендациями, как сохранить психическое здоровье и восстановить баланс в постпандемийной реальности. Наряжаться в офис/переодеваться перед тем, как приступить к работе. Переодеться в «рабочее» помогает настроиться, сосредоточить внимание на работе. Организовать себе пространство для работы. Даже если нет возможности обеспечить отдельную комнату или стол, необходимо выделить место. Убрать из поля зрения и ближайшего пространства еду, чтобы не поддаваться компульсивному перееданию. Вывести телефон за пределы своей рабочей зоны (если он не является необходимым для конкретной работы) или как минимум отключить все звуки оповещения. Делать чёткие перерывы с выходом за пределы рабочей зоны. Буквально вставать и выходить в другое помещение. Чётко разграничивать работу и домашние дела, не делать их параллельно и вперемешку. То же самое относится и к сфере общения с коллегами по работе не по рабочим вопросам. Ввести правило для себя и домашнего окружения (членов семьи, включая детей): «Если кто-то работает — не отвлекать», подождать перерыва. Социальные связи Среди навыков, которые в последние годы особенно ценят в крупных компаниях — так называемые soft skills, умение быть гибким, находить общий язык с людьми, принимать нестандартные решения в зависимости от ситуации. Как правило, этим вещам не учат в институтах — их люди осваивают общаясь с коллегами, друзьями, знакомыми. Но налаживать социальные связи нужно не только ради полезных навыков, но и ради собственного душевного здоровья. Адекватные ожидания Психологи Университета Плимута пришли к выводу , что наши ожидания нередко мешают нам адекватно воспринимать реальность и принимать верные решения. Между тем, если привести свои ожидания в соответствие с реальностью, можно избежать и импульсивных действий, и разочарования в результатах. Хобби и увлечения Многие взрослые и серьёзные люди, становясь слишком взрослыми и серьёзными, начинают пренебрежительно относиться к чужим (да и своим) хобби и увлечениям. Между тем именно любимое дело кому-то может помочь достигнуть эмоциональной устойчивости и баланса в жизни. Границы и делегирование Когда говорят о нахождении баланса, неизбежно и не один раз всплывает тема границ, которые нужно выстраивать между работой и отдыхом. Однако не так часто вспоминают о границах, которые необходимо проводить между собой и другими людьми, чтобы их часть задач ненароком не перекочевала к вам. Знать границы своей ответственности и уметь делегировать другим то, что они могут сделать лучше, — важный навык, позволяющий не умереть на работе или даже вне её. Отношения в семье Здоровые и гармоничные отношения с партнёром и другими членами семьи для многих — уже половина успеха в деле нахождения жизненного баланса. Поддержка родных и близких — мощный ресурс, дающий силу и мотивацию. Но чтобы достичь баланса в этой сфере, придётся научиться не только брать, но и отдавать. А нужен ли баланс? Специалист по эффективности труда Маркус Бакингем в написанной совместно с вице-президентом Cisco Systems Эшли Гуделл книге «Это так не работает!» рассуждает о балансе как о проекте, который никогда не заканчивается. Попытки обрести баланс он сравнивает с сизифовым трудом. «Есть люди, которые весьма успешно находят удовлетворение в своей работе, и люди, жизнь которых вне работы полна стресса. Однако широко распространено мнение, что "работа — это плохо", а "личная жизнь — хорошо" и, таким образом, главное — это баланс между работой и личной жизнью. Поэтому, находясь в жестких условиях рынка труда, компании изо всех сил стараются подчеркнуть заботу о своих сотрудниках, обеспечивая их химчисткой, банковскими услугами и детскими садами на территории офисов, предлагая комнаты отдыха, массажные кресла, отсеки для сна и шикарные корпоративные автобусы. Всё это, разумеется, продиктовано самыми лучшими намерениями и зачастую высоко ценится сотрудниками — но в то же самое время происходит из идеи, что работа — тяжкое бремя и продвинутая компания должна делать все, чтобы его облегчить. Баланс всегда представлялся нам каким-то правильным, благородным, мудрым и здоровым состоянием, к которому должен стремиться каждый. И можно предположить, что трудность его достижения только добавила ему притягательности. Однако каждая из составляющих вашей жизни накладывает на вас различные, зачастую противоречащие друг другу обязанности, и вы изо всех сил стараетесь уделить достаточно внимания им всем, удовлетворить потребности всех и при этом не забыть о себе. Если кто-то на это и способен, мы пока таких не встречали. И потому баланс — скорее яд, нежели преимущество». Коллаж: «Секрет Фирмы», www.pexels.com, www.flickr.com, ru.freepik.com Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале .

Вопрос жизни и работы. Реально ли найти баланс между ними
© Секрет Фирмы
Секрет Фирмы: главные новости