Патогены наступают
Недавнее исследование группы ученых во главе с Дэниелом Беббером показало, что в ближайшие годы возрастет риск заражения 80 грибковыми и оомицетными (грибоподобными) растительными патогенами. Сдвиги в видовом составе патогенов, вероятно, будут происходить в США, Европе, Китае и других аграрных регионах. Многие исследователи полагают, что это создаст серьезный риск для продовольственной безопасности. А эксперт по болезням растений Дайан Г.О. Сондерс в статье, опубликованной в журнале Nature News & Views, отметила, что дальнейший рост числа патогенов на полях может привести к новым эпидемиям, подобным ирландскому «картофельному голоду» 1840-х годов, когда из-за голода умерло более 800 тысяч человек.
Накопление патогенов означает, что аграрии будут вынуждены увеличить применение фунгицидов для защиты урожая. В прошлом году применение этих агрохимикатов на российских полях выросло на 8%. Большая часть всего объема фунгицидов в нашей стране вносится под зерновые культуры.
Источник: Kleffmann Group (Kynetec)
В прошлом году 55% всех площадей под пшеницей были обработаны фунгицидами, а 5 лет назад – только 40%. Кроме количественного показателя, растет и интенсивность внесения препаратов, подавляющих патогены. В агрокомпаниях, работающих по интенсивным технологиям земледелия, проводят 2-3 фунгицидные обработки за сезон. Эксперты отмечают: несмотря на рост применения фунгицидов в России, их общее применение в нашей стране существенно ниже, чем, в других странах. Например, в Германии 99% пшеничных полей обрабатывают фунгицидами не менее двух раз.
Однако, российским сельхозпроизводителям вряд ли стоит стремиться достичь нынешний уровень применения агрохимикатов в Евросоюзе, США или Бразилии. Поскольку во многих странах набирает силу другой тренд: отказ от химических средств защиты растений в пользу биологических, или, как минимум, интегрированных.
Идеи радикальные, меры - постепенные
Запреты на применение опасных действующих веществ становятся все более частыми во многих аграрных странах. Так, к концу нынешнего года в Великобритании будет запрещено применение фунгицидов на основе эпоксиконазола. Это действующее вещество в странах Евросоюза считается опасным для здоровья человека и окружающей среды. Британских фермеров и агрономов еще в начале года предупредили о сроках введения запрета: последняя дата хранения и использования — 31 октября 2021 года.
В самом Европейском Союзе, например, во Франции введена программа - «План Экофито», предусматривающая сокращение объема применения пестицидов и запрещение некоторых действующих веществ, а также активное продвижение биологизации земледелия.
В Швейцарии пошли дальше других и провели общенациональный референдум о полном запрете использования синтетических пестицидов в сельскохозяйственных, частных и коммерческих целях, который должен быть введен в течение десяти лет. Однако, более 60% жителей страны такое радикальное решение не поддержали. В итоге Швейцария выбрала более прагматичный вариант, при котором произойдет постепенное снижение рисков, связанных с синтетическими пестицидами. К 2027 году планируется снизить наполовину использование ХСЗР.
В России политика ограничения и запрета по отношению к фунгицидам менее жесткая. Так, к примеру, фунгициды на основе эпоксиконазола, которые прекратят использовать в Великобритании в текущем году, в России применяются. По оценке экспертов компаний-членов Комитета производителей средств защиты растений Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году эти фунгициды были весьма популярны. При этом, по статистике АЕБ и Российского союза производителей химических средств защиты растений, около 70% продажи фунгицидов приходится на иностранных производителей.
Тем не менее, и в России постепенно набирает силу тренд на замену химических фунгицидов на биопрепараты, или, как минимум, снижение количества химических фунгицидов.
Биопрепараты в России
Пока в России примерно 2% пашни обрабатываются биопрепаратами. Это кратно меньше, чем в странах Евросоюза или США. Современная Россия отстает по применению биопрепаратов не только от стран Евросоюза, США, Китая, но и от самой себя в недалеком прошлом. В Советском Союзе до 1990-х годов биозащита применялась на площади, превышающей 7 млн га.
Источник: agrow.com
Одной из причин отставания сегмента биозащиты сельхозкультур в России является медленное формирование нормативно-правовой базы и отсутствие государственных мер, поощряющих использование биологической защиты. Для сравнения: у производителей биофунгицидов в Европе и США есть возможность для ускоренной регистрации, при этом стоимость процедуры не превышает 5 тысяч долларов. В Китае развитие рынка биопестицидов поддерживается специальными государственными программами, а также решением запретить применение 12 высокотоксичных пестицидов в течение следующих пяти лет.
В России в качестве стимула развития создают очередную «дорожную карту». Негосударственный институт развития «Иннопрактика» совместно Россельхозбанком объявили о подписании такой карты на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2021 года. В рамках этого проекта, хозяйствам-участникам бесплатно предоставят биопрепараты и консультантов. По расчетам экспертов Россельхозбанка, это приведет к росту урожайности и снижению затрат на сельхозпроизводство. По оценке специалистов «Иннопрактики», масштабное внедрение биопрепаратов может принести дополнительные миллиарды экономике регионов, участвующих в проекте. Участниками совместного проекта «Иннопрактики» и Россельхозбанка стали Воронежская, Рязанская, Нижегородская области. Позднее к ним присоединились Белгородская и Тамбовская области, а также Краснодарский край. Проект освещается на специально созданной цифровой платформе «Свое Фермерство».
«В 2022 году в России будет введен «Зеленый стандарт» для продукции, произведенной со сниженным применением химикатов, поэтому биопрепараты – это шаг в будущее сельского хозяйства. Это конкурентное преимущество, знакомиться с которым стоит уже сейчас», – считает директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова.
Севооборот, удобрения и разумный подход
Пока новый проект и очередная «дорожная карта» стартуют, и Россия живет в ожидании прорыва в средствах биозащиты, сельхозпроизводители опираются на давно опробованные методы и приемы. Один из них – севооборот, который вполне эффективно контролирует некоторые патогены, живущие в почве или на растительных остатках. Например, для снижения вредоносности афаномицетной корневой гнили гороха в нечерноземной зоне использовали 8—10-летний перерыв в возделывании культуры. И этот временной перерыв позволяет снизить уровень заболеваемости до допустимых значений. Для оздоровления почв от возбудителя килы капусты в севооборотах применяли картофель и кормовые корнеплоды. Оказалось, что перерыв в возделывании капусты в течение 3-х лет существенно оздоравливает почву от возбудителя и помогает повышать урожайность культуры.
Конечно, севооборот не поможет бороться со всеми возбудителями заболеваний. Он не контролирует, например, фузариоз. В таком случае можно применить другие средства для снижения заболевания, например, программу питания сельхозкультур. Известно, что правильное питание сельхозкультур делает их более устойчивыми к болезням.
Вытеснят ли биопрепараты химические фунгициды в ближайшее время? Вряд ли. Несмотря на существенный рост производства биофунгицидов, научные исследования в области их создания, меры господдержки, реальные объемы применения биологических и химических средств защиты растения пока отличаются в разы. Однако, понятно и другое: распространение патогенов и рост загрязнения почв продуктами химизации будут вынуждать сельхозпроизводителей снижать количество «химии» и переходить, как минимум, к интегрированным схемам борьбы с патогенами.
Лариса Южанинова
При подготовке статьи использована информация Минсельхоза РФ, ВННИЗР, негосударственного института развития «Иннопрактика», Kleffmann Group (Kynetec), agrow.com, abercade