Не пора ли вводить общероссийскую принудительную вакцинацию от ковида? Комментарий Георгия Бовта
По данным оперштаба, первый компонент вакцины получили около 51 млн человек, а полный курс прошли — 47,5 млн, что составляет всего лишь 32,5% населения страны. При этом уровень коллективного иммунитета в стране, с учетом переболевших, оценивается в 45%, а в Москве он достиг 61%. Тем не менее, рост заболеваемости в стране продолжает бить антирекорды, перевалив за суточный показатель в 34 тысячи человек, а по смертности — за тысячу.
Ранее вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что для нормализации ситуации с коронавирусом необходимо достичь коллективного иммунитета на уровне 80%, для чего нужно привить более 90 млн человек. На этом фоне вице-спикер Думы Петр Толстой заявил, что информационная кампания по борьбе с коронавирусом в России организована неправильно и проиграна. «Нет доверия людей к тому, чтобы идти и вакцинироваться, это факт», — отметил он. «Мало ответов на вопросы, почему болеют те, кто привился, почему умирают те, кто привился, почему есть проблемы и осложнения после самих прививок», — указал вице-спикер Госдумы. В свою очередь главврач больницы № 40 в Коммунарке Денис Проценко считает, что из-за того, что население недостаточно осознает угрозу и не вакцинируется, ситуация с коронавирусом в России близка к критической. Можно согласиться с вице-спикером Думы Петром Толстым: пропаганда вакцинации в России провалена. На уровне социальной рекламы она ограничивается казенными роликами со скучными призывами «позаботиться о себе и своих близких». Куда убедительнее выглядят ежедневные репортажи на федеральных каналах о массовых протестах на треклятом Западе против всевозможных ковид-ограничений и принудительной вакцинации. Антиваксерной пропаганде, а также ковид-диссидентству, по сути, нет должного отпора ни на каком уровне. Тогда как в сложившихся условиях подобные вещи пора приравнивать к экстремизму с соответствующими последствиями. Врачей, отговаривающих от прививок без медицинских оснований, следует лишать диплома.
Но также нужны и внятные аргументы в пользу прививок. В том числе цифры: сколько человек из числа вакцинированных заразились и умерли по сравнению с теми, кто не вакцинировался. Этих данных в масштабах страны нет, либо они утаиваются. Лишь спустя девять месяцев после начала вакцинации появился общенациональный счетчик ее продвижения, а также общая картина заболеваемости по регионам.
У части населения создалось впечатление, что власти не воспринимают пандемию всерьез. Как не было, так и нет последовательности в администрировании масочного режима, а также при запрете или проведении массовых мероприятий. Многие представители власти демонстративно пренебрегают мерами предосторожности, которые предписывает Роспотребнадзор.
Информационная пропаганда против западных вакцин на ранних этапах вакцинации могла также подорвать доверие к отечественным препаратам. Прежде всего, к «Спутнику», который не только зарегистрирован в более чем 70 странах, но и показывает хорошие результаты. Осталось только честно рассказать об уязвимых местах, каковые есть у всякой вакцины.
Про две другие отечественные вакцины мало что известно, научных публикаций о них практически нет. Появившиеся ранее известия о якобы неэффективности одной из них не встретили никакой реакции той же Думы, которая вообще не провела ни одного разбирательства на тему повышения эффективности мер по борьбе с новой заразой. Поэтому часть претензий Толстой может адресовать себе самому как вице-спикеру.
То, что российский «Спутник» до сих пор не признан не только в ЕС, который можно подозревать в предвзятости, но и ВОЗ, не может не подрывать доверия к нему в самой России. Наконец, российские власти могли бы допустить на рынок и зарубежные признанные вакцины, что также могло бы поднять число вакцинируемых.
За отсутствием отечественных сводных данных приведем данные по США. Там привито полностью 57% населения. Однако на этом фоне в сентябре был рост и заболеваемости, и смертности. Сейчас уже идет спад. Накрыла эта волна преимущественно не привитых. Что касается эффективности, то на середину октября в Америке за все время пандемии умерли 6617 полностью привитых людей. Но! Это составляет 0,006% от числа полностью привитых более 185 млн человек. На 86% эти привитые умершие — люди старше 65 лет. Эффективность вакцин против смерти от ковида по-прежнему составляет около 95%. Вероятность привитых заболеть в восемь раз ниже, чем у непривитых, а в случае заболевания не привитые имеют в 25 раз больший шанс попасть в больницу и умереть против тех, кто привит.
Согласно многим разрозненным данным, эффективность «Спутника» если и ниже, то ненамного, а с «бустерной вакциной» — примерно такая же.
Ситуация в России такова, что пора принимать решения на общефедеральном уровне. Прежде всего, относительно обязательной вакцинации не менее 80% граждан, включая подростков. Должна быть резко усилена борьба с фальшивыми сертификатами. Люди, отказывающиеся вакцинироваться без медицинских причин, но не имеющие высокого титра антител, должны быть ограничены в посещении всех общественных мест, кроме как по QR-кодам или ПЦР-тестам. Ограничены в передвижении между регионами и в праве на работу, если она подразумевает общение с большим числом людей, — на тех же основаниях.
Возможности добровольной вакцинации в России исчерпаны, как и во многих других странах, где уже перешли к принуждению. Мы сползаем в ситуацию гуманитарной катастрофы: уровень избыточной смертности у нас, в основном как раз от ковида, скоро приблизится к миллиону. Мы в тройке антилидеров в мире по этому показателю. Масштабные войны, как показывает история, не выигрывают только силами добровольцев. При том что всеобщая мобилизация тоже, конечно, не принадлежит к популярным мерам среди электората.