Бессонница, тревога и «ковидный туман»: как новый вирус влияет на психику?
Коронавирус особенно опасен: от него если умирают, то страдают от последствий болезни. Постковидный синдром может проявляться по-разному: сосуды, почки, легкие, печень. Но чаще всего страдает психика. Обозреватель «МИР 24» Анна Деркач погрузилась в проблему.
«Я зашла в класс, который я веду, и поняла, что я половины детей не знаю. Ни как зовут, ни кто они такие. Даже лиц не могла вспомнить, кто такие», – поделилась учитель Янина Хацарашвили.
Янина Хацарашвили учитель английского. На память никогда не жаловалась. И вдруг в свои слегка за 30 почувствовала себя пожилым человеком.
«Я начала плохо спать, быстро утомляться. Стала раздражительной, а при моей работе это вообще катализатор. Мне надо быть спокойной с детьми», – добавила она.Депрессия, апатия, и как следствие – мощная паническая атака. Янину среди ночи увезли на скорой.
«Я умираю – вот такое состояние было. Отказывал полностью весь организм. Руки, ноги холодели, я до смерти напугала свою мать, потому что я была в таком состоянии, что уже чуть с ними прощаться не начала», – поделилась молодая женщина.
Девушку полностью обследовали. Патологий не обнаружили. Внезапное расстройство признали запоздалым приветом от COVID-19. Им педагог переболела еще зимой.
«Он какой-то злодей, который выискивает нужные места, куда бить, где больнее», – отметила учитель.
Проблемы с психикой испытывает каждый третий переболевший ковидом. Чаще всего это бессонница. На втором месте находится ухудшение внимания, на третьем – тревожность. Замыкают список потеря памяти, депрессия, нарушение сознания.
В цифрах это выглядит следующим образом:
бессонница наблюдается у 42% больных нарушение внимания и концентрации – у 38% тревога – у 36% ухудшение памяти – у 34% депрессивное состояние – у 33% нарушение сознания – у 21%
В медицинской практике появилось понятие «ковидного тумана», когда множество симптомов сочетаются вместе. Тогда жизнь становится невыносимой.
«У меня до конца не восстановилась логистика перемещений, я не могу сделать правильное распределение по времени своих действий», – сказала пациент Екатерина Старостина.
Коронавирус пока изучен слабо. Но его нейротропность – способность поражать нервные клетки – уже доказана. И она выше, чем у других вирусов. В нервную систему COVID-19 проникает из крови, легко минуя защитные барьеры.
«У мозга есть так называемый гематоэнцефалический барьер, который защищает мозг от проникновения различных веществ, жидкостей и так далее. Оказалось, что при тяжелых формах COVID-19 проницаемость барьера повышается. Выше нормы», – объяснил и.о. генерального директора центра им. Сербского Зураб Кикелидзе.
У врачей пока нет единого мнения, как лечить постковидный синдром. Терапия направлена на устранение симптомов. При психических расстройствах это антидепрессанты и немедикаментозная реабилитация.
«Назначили мне соляную пещеру, янтарная комната, вот хорошо. Светоэлектролечение. Благодаря вот этим усилиям и вот этой реабилитации двухнедельной мне и жить захотелось, и работать дальше», – отметил отдыхающая санатория «Сосновый Бор» Ванда Горигляд.
Большинство пациентов в этом белорусском санатории после долгого коронавируса. С такими работают сразу несколько врачей: неврологи лечит головные боли, потерю памяти и бессонницу, психиатры – панические атаки, тревоги и депрессии. Психологи помогают настроить человека на позитивный лад.
«Зависит больше всего от самого человека, как он настроен. Если он настроен на выздоровление, то, мне кажется, мы поможем этому человеку. Если он изначально сам по себе такой пессимист, то медицина здесь уже бессильна, наверное», – сказала врач-терапевт санатория «Сосновый Бор» Елизавета Супрончик.По данным исследований, только треть переболевших возвращаются к полноценной жизни. К прежним объемам работы, прежнему качеству сна и восприятия действительности. Медики не исключают, что постковид может превратиться в новую реальность, с которой придется научиться жить.
«В Москве появилась вакансия сомелье с потерей обоняния после ковида для того, чтобы он помог гостям, которые придут в ресторан, вспомнить вкусы запахи и подобрать для них подходящий напиток», – отметила невролог Марина Корешкина.
Чтобы не оказаться после ковида в положении пилотов, которые начисто забыли устройство самолетов, достаточно просто сделать прививку.