В России вновь заговорили о «врачах-вредителях». Комментарий Георгия Бовта

Глава Минздрава Михаил Мурашко, выступая на заседании думского комитета по охране здоровья, призвал занять более жесткую позицию в борьбе с ковидом и в вопросе вакцинации. Министр высказался за ужесточение борьбы с антипрививочниками, в частности среди медработников. По словам Мурашко, есть несколько путей, в том числе привлечение их к уголовной ответственности. К чему может привести инициатива главы Минздрава и почему она прозвучала именно сейчас?

В России вновь заговорили о «врачах-вредителях». Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Призывы к уголовным преследованиям медиков вызывают неоднозначную реакцию. Например, когда глава Следственного комитета ратует за уголовное преследование за так называемые врачебные ошибки, то в медицинском сообществе на это отвечают, что страх уголовщины парализует волю врача бороться за жизнь пациента в случаях с неоднозначным прогнозом. И вот теперь сам профильный министр клонит в ту же сторону. И тому есть свои обоснования.

Деятельность антипрививочников, в том числе врачей, можно подвести под статью 207 УК, карающую за «публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан», «повлекшее тяжкие последствия». Если государство одобрило вакцину как средство борьбы с распространением опасной инфекции, то противники вакцинации потворствуют распространению заразы, повышению общей заболеваемости и смертности, а также перегрузке медучреждений, в результате чего смертность еще сильнее растет. Другое дело, что в той же Америке врачей, отказывающихся вакцинироваться, массово увольняют, а за ведение антиваксерной пропаганды лишают лицензии. Но все же в тюрьму не сажают.

У нас на обывательском уровне приходится слышать рассказы, но еще чаще пересуды о том, что врачи не советуют прививаться или отговаривают. Оставим в стороне случаи коррупции, когда сертификаты продают. Однако между «отговаривают» и «не советуют» есть разница.

Часто обыватели, не желающие делать прививку, ссылаются на врача, чтобы подкрепить свое сложившееся мнение его авторитетом. Иной врач, памятуя те же разговоры про уголовную ответственность за врачебную ошибку, скажет: ну и не прививайтесь. Если он будет уговаривать такого пациента, то берет на себя определенный риск.

Тем более что по части информирования что общества, что врачей как об эффективности вакцин, так и о побочных явлениях при вакцинации ведомство того же Мурашко не сказать чтобы блестяще преуспело.

То, что даже «Спутник» (не говоря о других зарегистрированных в РФ вакцинах) до сих пор не признан даже на уровне ВОЗ, косвенное тому доказательство. Мы знаем о его действительно высокой эффективности больше по опыту Аргентины и Сан-Марино, нежели собственной страны. Нет общей доступной статистики по числу госпитализаций и смертей среди вакцинированных. Есть лишь косвенные и разрозненные сведения, которые говорят, что вакцины работают, но не на 100%.

Куда более подробны сведения о том, как работают западные вакцины, в том числе векторные, как и наш «Спутник». А еще наши врачи привыкли к тому, что чиновники толкают на рынок подчас сомнительные препараты, и мы все примерно знаем эти названия, поскольку сами причастны к их коммерциализации. То есть дискредитирована сама научная экспертиза.

Ну и наконец, увы, следует признать общий низкий профессиональный уровень отечественных медиков, особенно низшего звена, с чем многие сами сталкивались. Этот уровень лишь деградирует. Средний врач и тем более медсестра не стремятся расти профессионально — им просто некогда, врач не имеет доступа ни к научным журналам, ни к международному обмену опытом, вообще ни к чему. Да и мотивации нет. Да и откуда взяться высокому уровню в условиях хронического недофинансирования и унизительно низких зарплат? Чудес не бывает.

Согласно одному из летних опросов среди врачей, на тот момент, спустя год после одобрения вакцины, привился лишь 41% врачей, собирались еще 24%, а больше трети мало того что сами ушли в отказ, но и сказали, что не стали бы рекомендовать своим близким вакцинацию, поскольку «не уверены в эффективности вакцины». Это чудовищно высокий уровень для врачебного сообщества.

Посему в целях вакцинной мобилизации можно и даже нужно призывать к ответственности «врачей-вредителей», уж извините за термин. Однако нужно и раскрывать подробную статистику по всем параметрам действия вакцин, а также, возможно, честно уже признать низкую или полную неэффективность одной из зарегистрированных (и это не «Спутник»), о чем пока мы тоже имеем лишь смутные подозрения.