Пандемия усилила интерес к ЗОЖ и правильному питанию

19 ноября состоялась онлайн-конференция Центра развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО «Мы то – что мы едим, или как и зачем должны формироваться правильные пищевые привычки у подрастающего поколения». На площадке собрались ведущие эксперты потребительского рынка для обсуждения условий, а также необходимых инициатив, которые помогут формировать и популяризировать полезные пищевые привычки у детей в России.

Пандемия усилила интерес к ЗОЖ и правильному питанию
© Новости мира инноваций

В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Центра Гигиенического Образования Населения Роспотребнадзора, информационный куратор федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» Екатерина Головкова; сопредседатель Рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, член Совета директоров СУПР Наталья Иванова; генеральный директор компании Danone в России Чарли Каппетти; генеральный директор Bonduelle в Евразии Екатерина Елисеева; президент АНО „Институт отраслевого питания“, член рабочей группы по направлению „Организация питания школьников“ при комиссии Государственного Совета РФ по направлению „Образование“ Владимир Чернигов; телеведущая, актриса театра и кино Алиса Гребенщикова; руководитель Ассоциации шеф-поваров и нутрициологов в сфере функционального питания Анастасия Медведева; директор НИИ детского питания — филиала ФГБУН „ФИЦ питания и биотехнологии“ Сергей Симоненко; директор ИнтернетУрок по учебно-методической части и производству Юрий Гребенюк. Модерировала мероприятие Елена Чо – руководитель направления ЗОЖ Центра развития потребительского рынка.

Привычка питаться несбалансированно, формирующаяся с детства, – почва для развития большинства алиментарных заболеваний. По представленным на конференции данным анализа состояния здоровья детей НИИ детского питания (филиала ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии») уже перед поступлением в школу фиксируется до 35% отклонений в состоянии здоровья детей, а по ее окончании показатель достигает более 70%. На прогрессирующую динамику влияет несбалансированный рацион, в частности — недостаточное потребление молочных продуктов — 36-38%, мяса и птицы — 18%, рыбы — 74%, овощей и фруктов — 29-35%, и при этом избыточное потребление жиров, солей и сахара. В связи с этим формирование культуры питания и выработка привычек здорового рациона у ребенка является одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом.

Выбор темы связан с текущими реалиями — пандемия COVID-19, демографический кризис, снижение покупательной способности населения, массовый переход в онлайн-форматы. И, как в любую эпоху перемен, сегодня высока потребность в согласованности действий государства, бизнеса и тех, от кого зависят пищевые предпочтения и выборы нашего подрастающего поколения», — отмечает Елена Чо, руководитель направления ЗОЖ Центра развития потребительского рынка СКОЛКОВО.

Влияние пандемии на изменение потребительского поведения отметила член Совета директоров СУПР Наталья Иванова: «По данным опросов Росстата за 2020 год число антизожников в России сократилось на треть с 50,1% в 2019 году до 33,5% в 2020 году. А процент потребителей, выразивших желание внимательнее относится к своему рациону, возрос до 66%».

На сегодняшний день в России государство использует различные инструменты, целью использования которых является улучшение сложившейся в обществе ситуации. При поддержке Правительства реализуется национальный проект «Демография», внутри которого существует ряд федеральных проектов. В частности, федеральный проект „Укрепление общественного здоровья“ поддерживается Роспотребнадзором и включает в себя ряд образовательных инициатив, направленных на популяризацию правильного питания и здорового образа жизни и, как следствие, повышение качества жизни и укрепление здоровья граждан.

Вся работа Роспотребнадзора выстроена вокруг одной ценности – заботы о благополучии человека, его здоровье и жизни. Одной из своих задач мы видим в том, чтобы каждый гражданин мог получить объективную информацию о качестве и безопасности продуктов питания и своих правах потребителя. Для этих целей мы разработали информационные ресурсы и специальные образовательные программы, позволяющие населению, приходя в магазин, ориентироваться в представленных продуктах питания, их маркировке и определять недоброкачественную продукцию», — отмечает Екатерина Головкова, заместитель руководителя ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения».

Сегодня совместными усилиями уже достигнуты значительные результаты: уточнено и законодательно закреплено определение качества пищевой продукции, разработаны новые санитарные правила и нормы (СанПиН), а также санитарно-эпидемиологические правила, направленные на обеспечение здорового, безопасного и физиологически полноценного питания детей. Новые нормы предусматривают уменьшение использования сахара и соли при организации питания детей, сокращение доли кондитерских изделий, а также обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами. Ведутся работы по созданию системы мониторинга за состоянием и качеством питания населения. Проводится оценка фактического питания людей и доступности для них отечественных пищевых продуктов, способствующих устранению дефицита миро-и макронутриентов. Важно продолжать совместную со всеми участниками рынка, системную работу по реализации целей, поставленных Президентом РФ в рамках Национального проекта «Демография». К решению этой задачи необходимо привлекать все заинтересованные стороны, не только государственный сектор, но социально-ориентированный бизнес.

Компания Danone, один из крупнейших производителей продуктов питания и воды, видит свою миссию в том, чтобы нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей. Компания не только производит высококачественные продукты, созданные с соблюдением строгих экологических стандартов, но и реализует ряд образовательных инициатив, направленных на популяризацию правильного питания и здорового образа жизни среди потребителей.

Умение сделать осознанный выбор в пользу сбалансированного рациона важно развивать начиная с детского возраста. Ведь правильное пищевое поведение влияет не только на здоровье конкретного ребенка, оно влияет на качество и уровень жизни, развитие всего общества. Совместно с Фондом Луи Бондюэля Danone реализует всероссийский образовательный проект «Здоровое питание от А до Я», который нацелен на развитие культуры здорового и сбалансированного питания.

«Проекту уже 10 лет, и за это время мы научили основам правильного питания десятки тысяч детей и родителей. И мы постоянно его совершенствуем, отвечая на глобальные изменения в обществе. Например, в связи с ростом тенденции на дистанционное обучение, мы начали партнерство с одной из крупнейших общеобразовательных онлайн-платформ в России и СНГ – InternetUrok и создали онлайн-курс по основам здорового и сбалансированного питания для младших школьников. Скоро начнется программа для учеников средней школы. Основное преимущество курсов – они интегрированы в общеобразовательную программу школы. Уроки биологии и окружающей среды становятся более прикладными, и теперь любой ученик, обучающийся через InternetUrok, обязательно будет ознакомлен с основами здорового питания и поделится этими знаниями со своими семьями», – отмечает Чарли Каппетти, генеральный директор компании Danone в России, старший вице-президент подразделения свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в странах СНГ, Турция и Иран.

«Мы присоединились к проекту Здоровое питание от А до Я в 2017 году, чтобы поделиться своей экспертизой о пользе растительного питания для детей и взрослых. Мы считаем, что растительное питание, это правильное решение и для людей, и для планеты, поэтому мы помогаем распространять знания о влиянии продуктов питания на здоровье людей, менять пищевое поведение и формировать полезные привычки в питании. Сейчас родители и школьники — участники нашего проекта уже питаются по-новому, включая в свой рацион больше овощей, зелени и фруктов. Мы продолжим и дальше поддерживать проекты по трансформации пищевого поведения для более здорового будущего следующих поколений», – добавила Екатерина Елисеева, генеральный директор Bonduelle в Евразии.