Войти в почту

Что такое прокрастинация, и нужно ли с ней бороться?

Еще 13% опрошенных людей сообщили, что с термином знакомы, но определение дать не смогут. А тем временем, по данным ВЦИОМ, почти каждый третий россиянин имеет привычку откладывать дела «на потом», что говорит о том, что больше 30% жителей России с прокрастинацией знакомы не понаслышке.

О  прокрастинации усиленно заговорили после того, как российские компании массово перешли на удаленный режим работы. Работать из дома, безусловно, для всех удобнее и комфортнее: сотрудникам не нужно никуда ехать, и это позволяет экономить на транспорте и перекусах вне дома, нет дресс-кода, а работодатель экономит на аренде и обустройстве рабочих мест.

Но как показала практика, такой вариант занятости подходит не всем. В чем же проблема? Основной минус, с которым могут справиться далеко не все, – отсутствие того самого строгого начальника, который контролирует, заставляет шевелиться и заниматься делом. И эти послабления стали обострять у некоторой части сотрудников прокрастинацию.

В начале 1990-х психологи выделили несколько типов прокрастинации в соответствии со сферами жизни, где она может проявляться: бытовая (откладывание ежедневных дел по дому), академическая (знакома почти каждому школьнику или студенту), прокрастинация в принятии решений, невротическая (связана со страхом принимать решения), компульсивная (когда «откладывание» заполняет всю жизнь человека).

Большинство современных экспертов сходятся во мнении, что нельзя считать прокрастинацию главным врагом продуктивности, и иногда – это естественная потребность человека в отдыхе. Например, по классификации финансового консультанта Владимира Мариновича, сотрудников в компании можно разделить на три категории, при этом только одна из них может быть подвержена склонностью к прокрастинации.

 «Первая категория, 3% из 100 человек — это люди с предпринимательским мышлением. Такие люди не только хорошо видят задачи, но и отчетливо видят решение этих задач, думают над ресурсами, которые для этого потребуются; вторая категория, 7% из 100 человек — это люди-процессы, или как я их называю, люди поддержки, и они очень важны для любого бизнеса. По факту они являются теми людьми, кто поддерживает бизнес и, по сути, составляет главную ценность бизнеса; и последняя, третья категория, 90% из 100 человек — это люди-кораблики, которые просто плывут по течению жизни и мечтают только об одном: как бы кому-нибудь вручить ответственность за свой небольшой, но постоянный доход. И такое явление как «прокрастинация» больше всех свойственно как раз этим людям-корабликам. Эти люди часто плывут без цели, то есть вроде бы куда-то плывут, чего-то хотят, но при этом у них кроме утомления духа ничего другого не происходит»,- констатирует Владимир Маринович.

Прокрастинация не так проста, как кажется. В одних случаях она мешает нам работать, в других — мобилизует и бодрит. А бесконечное откладывание дел может быть связано, например, с повышенной тревожностью, бунтом против культа успеха. И в любом случае, бороться нужно не столько с прокрастинацией, сколько с низкими показателями эффективности сотрудников. 

«Суть прокрастинации заключается не в самом процессе откладывания задачи, а в мотивах, которые к этому приводят. Обычно мотивы сводятся к 2-м базовым: «Я не знаю, как это сделать» или «Я не хочу этого делать». В данном контексте, это уже функция руководителя: как задача была поставлена и что мотивирует человека ее выполнять,- считает директор СЕО BXB by Boxberry Марат Артуганов. — Поэтому бороться с прокрастинацией нецелесообразно: в наше время глобального перехода на удаленные форматы работ контролировать время сотрудника бессмысленно, контролировать нужно его ответственность».

 Не реже привычка оставлять всё «на потом» развивается из-за работы под началом неумелого руководителя и не развитой системе менеджмента в компании.

«Если на удалёнке сотрудники стали более ленивыми, и эффективность снизилась – значит, руководитель раньше оценивал их работу только по присутствию в офисе. И теперь, когда он их перестал видеть, у него возникли мысли, что всем сотрудникам нужно поставить на рабочий стол программы отслеживания рабочего времени. Но на самом деле все гораздо проще и достаточно внедрить всего две основные вещи: грамотное планирование и работу с мотивацией сотрудников. Чтобы отслеживать не только дедлайны, но и процесс выполнения задач, нужен четкий «таск-менеджмент» в специальном приложении, а также промежуточный контроль с помощью отчетов и координаций»,— говорит основатель холдинга FRANCH.GLOBAL и франшизы сети частных детских садов Sun School Сергей Дегтярев. — «Для эффективной работы сотрудников, причем не важно, идет речь о работе в офисе или на удалёнке, в компании в первую очередь должен быть хорошо выстроен менеджмент, который бы выполнял четыре функции: планирование, постановку задач, контроль и мотивацию. В случае, когда все это уже было налажено при работе в офисе, при переходе на удалёнку практически все применяемые инструменты сохраняются, за исключением небольшой части, которая немного меняется».

В той или иной мере состояние прокрастинации знакомо большинству людей и до определённого уровня оно считается нормой. Но прокрастинация становится проблемой, когда превращается в «нормальное» рабочее состояние, в котором человек проводит большую часть времени. В результате дела или не выполняются, или выполняются некачественно, с опозданием и не в полном объёме, что приводит к соответствующим отрицательным эффектам в виде неприятностей на работе, упущенных возможностей, финансовых потерь, ухудшения отношений с коллегами, руководством и так далее.

В случае, когда прокрастинация уже стала реальной проблемой, — пора искать эффективные способы борьбы с этим явлением. Тем не менее, универсального рецепта нет. Своим мнением относительно того, как можно решить данную проблему поделилась Кристина Перес, генеральный директор ООО «Летсфлай».

 «Четко проставлять kpi, замотивировать сотрудника нематериальным способом, чтобы человек на рабочем месте выполнял какую-то свою миссию, предназначение. Для того, чтобы сотрудник не прокрастинировал, ему должно быть интересно на рабочем месте. Поэтому нужно выбирать правильных людей и ставить их на правильные, подходящие для них должности, тогда, на мой взгляд, работа будет эффективней», — считает Кристина Перес.

Если борьба с прокрастинацией не приносит желаемых результатов или предполагает затрату больших ресурсов, есть смысл заменить прокрастинацию. По мнению Кристины Перес, можно выделить эталонные метрики и четко разграничить обязанности сотрудников, отслеживать качество работы, следить за показателями, и если они не растут, это значит, сотрудник не очень эффективен.

Многие специалисты в области психологии, считают прокрастинацию «болезнью современности». Они связывают это явление с невротической тревожностью и называют его одной из защитных форм поведения. Все потому что обычно мы откладываем крупные, важные дела, в которых любая неудача воспринимается как удар по самолюбию. По сути прокрастинировать — это бояться провала настолько, что сил и мотивации просто не остается.

«Интересная работа для каждого человека — это его собственное определение, что ему кажется интересным. Учитывать этот момент очень важно при найме сотрудников», — поясняет психолог и бизнес-коуч Ирина Бенетт. По ее словам, в процессе найма очень важно честно, открыто, и подробно говорить, чем человек будет заниматься, потому что часто бывает, что говорится одно, а в результате у человека, обманутые ожидания и ему действительно неинтересно.

«Если человек считает свой какой-либо навык очень крутым, но в его работе это не используется, это тоже может трактоваться как неинтересная работа. Потому что нам нравится делать то, что у нас хорошо получается. Мы испытываем от этого удовольствие, мы поднимаем свою значимость, мы видим одобрение в глазах других людей. И если вот это навык не используется, а используется что-то другое, человек чувствует огромное разочарование, ему становится неинтересно», — подчеркивает Ирина Бенетт.