Исследование: широко используемая пищевая добавка (карбоксиметилцеллюлоза) изменяет микробиоту человека и кишечную среду

Новое клиническое исследование показывает, что широко используемая пищевая добавка, карбоксиметилцеллюлоза, изменяет среду кишечника здоровых людей, нарушая уровень полезных бактерий и питательных веществ. Эти результаты, опубликованные в журнале Gastroenterology, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения долгосрочного воздействия этой пищевой добавки на здоровье. Исследование проводилось под руководством совместной группы ученых из Института биомедицинских наук Университета штата Джорджия, INSERM (Франция) и Университета Пенсильвании. Ключевой вклад внесли также исследователи из Университета штата Пенсильвания и Института Макса Планка (Германия). Карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ) - это синтетический представитель широко используемого класса пищевых добавок, называемых эмульгаторами, которые добавляются во многие переработанные продукты питания для улучшения текстуры и увеличения срока хранения. КМЦ не была широко протестирована на людях, но с 1960-х годов все чаще используется в переработанных продуктах питания. Долгое время считалось, что КМЦ безопасна для здоровья, поскольку она выводится с калом, не всасываясь. Однако растущее понимание пользы для здоровья бактерий, которые обычно живут в толстой кишке и, следовательно, взаимодействуют с невсасывающимися добавками, заставило ученых поставить под сомнение это предположение. Эксперименты на мышах показали, что КМЦ и некоторые другие эмульгаторы изменяют бактерии кишечника, что приводит к более тяжелым заболеваниям в ряде хронических воспалительных состояний, включая колит, метаболический синдром и рак толстой кишки. Однако степень применимости таких результатов к человеку ранее не изучалась. Команда провела рандомизированное исследование с контролируемым питанием на здоровых добровольцах. Участники, размещенные в месте проведения исследования, принимали диету без добавок или идентичную диету, дополненную карбоксиметилцеллюлозой (КМЦ). Поскольку для развития заболеваний, которые КМЦ вызывает у мышей, требуются годы, исследователи сосредоточились на кишечных бактериях и метаболитах. Ученые обнаружили, что потребление КМЦ изменило состав бактерий, населяющих толстую кишку, сократив количество отдельных видов. Кроме того, в образцах фекалий участников, получавших КМЦ, наблюдалось резкое снижение содержания полезных метаболитов, которые, как считается, поддерживают здоровье толстой кишки. Авторы исследования также провели колоноскопию в начале и конце исследования и заметили, что у части участников, употреблявших КМЦ, кишечные бактерии проникали в слизистую, что ранее было отмечено при воспалительных заболеваниях кишечника и диабете 2 типа. Таким образом, хотя употребление КМЦ не привело к развитию какого-либо заболевания как такового в этом двухнедельном исследовании, в целом результаты подтверждают выводы исследований на животных о том, что длительное употребление этой добавки может способствовать развитию хронических воспалительных заболеваний. Поэтому дальнейшие исследования этой добавки являются оправданными. "Это, безусловно, опровергает аргумент, используемый для оправдания отсутствия клинических исследований добавок", - сказал доктор Эндрю Гевиртц из Университета штата Джорджия, один из старших авторов статьи. Помимо того, что исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения карбоксиметилцеллюлозы, оно "предоставляет общий план тщательного тестирования отдельных пищевых добавок на людях в хорошо контролируемом режиме", - сказал соавтор исследования доктор Джеймс Льюис из Университета Пенсильвании, где проходили исследования. Ведущий автор исследования д-р Бенуа Шассен, научный руководитель из Парижский университета отметил, что такие исследования должны быть достаточно масштабными, чтобы учесть высокую степень неоднородности испытуемых. "Действительно, наши результаты показывают, что реакция на КМЦ и, вероятно, другие пищевые добавки очень персонализирована, и сейчас мы разрабатываем подходы для прогнозирования того, какие люди могут быть чувствительны к конкретным добавкам", - сказал Шассанг.