Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Питьевая вода обзаведётся QR-кодами

Питьевая вода обзаведётся QR-кодами
Фото: Парламентская газетаПарламентская газета

С 1 марта 2022 года производители обязаны будут маркировать все виды бутилированной воды, включая обработанную питьевую, которую набирают из-под крана и очищают перед продажей. Это определено постановлением кабмина, которое вступает в силу 23 декабря. А с начала декабря специальными кодами должна снабжаться вся выпускаемая минералка. «» разбиралась, чем вызвана необходимость маркировать воду.

Видео дня

Никаких больше предприятий-фантомов

В 2019 году спикер обратила внимание, что, по оценкам экспертов, в большинстве случаев вода в бутылках не соответствовала тому, что написано на этикетках. Доходило до того, что минералку производили компании, у которых даже не было доступа к скважинам. Всего за тот год изъял 150 партий воды, не соответствующей обязательным требованиям или на неё отсутствовали документы. Были среди производителей даже предприятия-фантомы - в нескольких случаях проверяющие приезжали по адресам, указанным на бутылках, и ничего там не находили.

В палате регионов взяли вопрос на контроль и создали рабочую группу по противодействию незаконному обороту упакованной питьевой воды, которую возглавил первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию . В качестве одной из мер борьбы с фальсификатом сенаторы предложили маркировать бутилированную воду, чтобы контролировать её качество.

С 1 апреля прошлого года производители могли зарегистрироваться в системе, созданной для отслеживания товаров, добровольно. А чуть раньше Валентина Матвиенко обратилась ну с просьбой вернуться к обсуждению именно обязательной маркировки. «В прошлый раз на встрече с премьер-министром мы ставили вопрос о качестве бутилированной воды. Это просто обман людей. Просто из-под крана вода, куда досыпается некий состав, минеральные соли», — процитировал спикерСС.

31 мая этого года кабмин принял постановление, согласно которому производители воды обязаны наносить QR-код на каждую бутылку и отправлять данные о выпускаемых партиях в информационную систему «Честный знак». Это касается и отечественных компаний, и зарубежных поставщиков. 

Таким образом подтверждается, что вода соответствует обязательным требованиям, а у производителей есть право на товарный знак или географическое наименование, например «Ессентуки», «Архыз» или «Сенежская».

С 1 декабря этого года обязательной маркировке подлежит минеральная вода, а с 1 марта следующего — другие виды бутилированной воды. Эти требования распространяются и на обработанную питьевую воду, в том числе из-под крана, способами, разрешёнными техрегламентоЭС. По словам Сергея Митина, значительная часть воды, которую продают в российских магазинах, — именно обработанная, но отличить её от природной по этикетке бывает нелегко.

Пока не истечёт срок годности

Основная цель вводимых новшеств — возможность отследить движение каждой бутылки от завода до конечного потребителя. Прослеживаемость товаров должна обеспечить качество продукции, отметил глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованиов на совещании в конце ноября, которое провели перед запуском обязательной маркировки минералки.

Покупатели тоже смогут проверить информацию о воде, которую они выбирают в магазине, говорится на сайте «Честного знака». Это можно сделать с помощью специального приложения на смартфоне, которое считывает код и показывает данные о товаре в системе. Продукцию, которую успели произвести до появления новых требований, разрешено не маркировать до окончания срока её годности.

В целом механизм уже отработали, так как в России маркируют целый ряд товаров, включая шубы, лекарства, шины и табак. Например, если на упаковке таблеток нет специального кода, значит, лекарство продаётся нелегально.

Опыт первых товарных групп уже показал, что «серая» составляющая уходит, фальсификата и контрафакта становится в десятки раз меньше, сообщил Сергей Митин «Парламентской газете». Так что маркировка способна серьёзно повлиять на состояние рынка питьевой воды, считает он.