«Им сразу становилось плохо» Оружие Третьего рейха, террористов и спецслужб: кто создал «Новичок» и другие боевые яды?

Популяризатор науки и химик Сакина Зейналова написала и нарисовала иллюстрированный сборник самых опасных веществ на планете. В ее книге «Яды. Вокруг и внутри» уместилась многовековая история создания самых опасных ядов на планете и трагические случаи их использования. Многие из них стояли на вооружении армий и спецслужб. С разрешения издательства «Бомбора» «Лента.ру» публикует фрагменты текста.

«Им сразу становилось плохо» Оружие Третьего рейха, террористов и спецслужб: кто создал «Новичок» и другие боевые яды?
© Lenta.ru

Шпанская мушка

Представьте себе ядовитое вещество, которое вызывает болезненные кожные нарывы, кровоизлияния, почечную недостаточность, отек легких, проблемы с сердцем, нервной системой и многие другие неприятные последствия. Но это вещество все равно употребляют, потому что оно вызывает эрекцию и возбуждение. Представили? А теперь познакомьтесь со шпанской мушкой, из которой это вещество получают.

Шпанская мушка, она же Lytta vesicatoria, — это симпатичное маленькое насекомое, переливающееся зелено-золотым цветом. Жучки питаются листьями деревьев и живут на территории всей Европы и Центральной Азии. То ли для защиты, то ли для привлечения самок самцы шпанской мушки выделяют вещество кантаридин. Насекомое может содержать до 5 процентов токсина от своей массы.

Кантаридин был выделен в чистом виде в 1810 году французским химиком Пьером Жаном Робике. Кстати, именно этот человек выделил кофеин, амигдалин и опиумный алкалоид мака — наркотин. Кантаридин — это кристаллическое, хорошо растворимое в жирах вещество.

В прошлом выбор веществ, улучшающих эрекцию, был невелик, а шпанская мушка или жук-нарывник были лучшими из вариантов: эти жучки были везде. Содержащийся в них кантаридин действительно немного улучшал эрекцию. Поэтому слава к лекарству из «шпанской мушки» пришла быстро.

Кантаридин — ядовитый афродизиак. По неподтвержденным данным, скандально известный маркиз де Сад тоже использовал шпанскую мушку в своих оргиях. Многие представители высшего света вплоть до ХХ века добавляли токсичный порошок из шпанской мушки в сладости.

В Англии в середине ХХ века судили мужчину: он надеялся порадовать себя и склонить двух женщин к сексу. Кавалер решил угостить дам кокосовым мороженым с кантаридином. Секс не случился — обе женщины умерли от отравления

Кантаридин лег в основу легендарного яда «кантарелла». Легендарным он стал благодаря семейству Борджиа — семье папы римского Александра VI, члены которой прославились своими жестокими методами в политической борьбе и распущенным нравом. Чтобы устранить несогласных, они использовали яд на основе шпанской мушки.

Шпанская мушка. Фото: imageBROKER.com / Globallookpress.com

Но применялся кантаридин и в области медицины. В Азии порошок шпанской мушки использовали как абортивное и противоопухолевое средство. В медицинской монографии 50–100 годов н. э. Materia Medica тоже описывается шпанская мушка. Гиппократ предлагал лечить ей водянку. На данный момент слабые растворы кантаридина рассматриваются в качестве лекарства от бородавок, контагиозного моллюска и других кожных заболеваний.

Кантаридин проникает через липидные слои клеточных мембран и высвобождает ферменты, разрушающие пептидные связи в белках. Из-за этого нарушаются клеточные структуры, адгезия между клетками уменьшается, связи между ними разрушаются. Так возникают волдыри при попадании кантаридина на кожу.

При приеме токсина в течение нескольких минут возникает ощущение жжения в области губ и глотки. Появляются пузыри на коже, тошнота и боль в животе. Повреждается оболочка слизистой кишечника, возникают кровотечения. Наносимый вред зависит от дозы и от содержимого желудка. Если в желудке много жирной пищи, то последствия отравления будут тяжелее, так как липиды усиливают всасывание кантаридина.

Кровавое мочеиспускание, поражение почек и печени, паралич — ничего приятного. Смерть наступает из-за почечной недостаточности или повреждений желудочно-кишечного тракта.

И несмотря на все это, препарат из шпанской мушки используют до сих пор. Правда, уже в виде гомеопатического средства с тысячекратным разбавлением. Но в нетрадиционной медицине существуют «лекарства» из самих шпанских мушек. В них уже может содержаться весьма ощутимое количество ядовитого вещества. Современный рынок предлагает более безопасные методы повысить потенцию, поэтому шпанская мушка — неэффективный вариант решения проблемы.

Зарин, табун, VX и «Новичок»

Первые боевые отравляющие вещества изначально создавались с благими целями. Например, как пестициды — средства для защиты растений. Но использовались они зачастую совсем не по назначению.

В 1930-х годах в попытке создать более мощные пестициды немецкие ученые получили группу фосфорсодержащих веществ. Это были зарин, табун, зоман и циклозарин. Их назвали G-группой (G — German). Они так и не стали помощниками в сельском хозяйстве. Вместо этого стали первыми боевыми веществами нервно-паралитического действия и заложили основу целого класса БОВ. После них появились вещества VX и те самые «новички».

Хотя G-группа была сразу передана на вооружение Третьего рейха, эти вещества не использовались во время Второй мировой войны. Опыт прошлых лет показал недостаточную универсальность и сложность применения БОВ. Все вещества G-группы содержат фосфор в составе. В чистом виде и зарин, и табун — ядовитые жидкости, но они легко испаряются и переходят в еще более ядовитый газ.

Зарин, табун и другие представители G-группы меняют передачу нервных импульсов. Мы уже говорили об ацетилхолине, который передает сигналы от нервных окончаний к мышцам. Когда ацетилхолин находится между окончанием нервного волокна и возбуждаемой клеткой, сигнал идет. Потом, когда сигнал должен прекратиться, ацетилхолин не нужен, и он разрушается специальным ферментом — ацетилхолинэстеразой. В этот момент сигнал пропадает.

Так вот, зарин и табун (и другие БОВ той же группы) замедляют действия фермента ацетилхолинэстеразы, ацетилхолин не разрушается. Он так и продолжает передавать сигналы мышцам. Внешне это выражается как судороги, сужение зрачков (из-за этого падает зрение), перевозбуждение, слюнотечение, нарушение работы сердца и даже паралич. Летальность этих веществ высока и наступает из-за остановки дыхания. И не через несколько часов, как в случае хлора или иприта, а сразу.

Но человека можно спасти, если немедленно начать лечение. К счастью, существует доступный антидот, раннее введение которого может спасти отравленному жизнь, — атропин.

Атака на токийское метро, март 1995 года. Фото: Chiaki Tsukumo / AP

В 1995 году в токийском метро произошел теракт. В час пик террористы выпустили зарин в метро. Погибло более 10 человек, ранено 50. Во время ирано-иракской войны в 1980-х активно применялись БОВ нервно-паралитического действия.

В 1988 году в Иракском Курдистане произошла химическая атака. Этот день назвали Кровавой пятницей. В результате химической атаки погибло от 3 до 5 тысяч человек. Медицинское расследование показало, что использовалась смесь иприта с одним из веществ нервно-паралитического действия. Вероятно, это был табун, зарин или газ VX.

Кстати, о нем. Газ VX на самом деле — маслянистая жидкость. Называть его газом не вполне корректно. VX может выделять пары, но не настолько активно, как зарин. Поэтому его можно использовать как аэрозоль или разбрызгивать. Он более стоек в окружающей среде и способен сохраняться в течение нескольких недель, а зимой — нескольких месяцев.

VX — лишь один из представителей группы нервно-паралитических веществ. Их называют V-группой. Эти вещества были созданы уже 1950-х годах и с самого начала позиционировались как отравляющие вещества. Их действие основано на том же принципе, что и действие табуна или зарина.

V-соединения связываются с ферментом ацетилхолинэстеразой еще прочнее, а значит, лечить отравления ими труднее. VX тоже содержит в себе атом фосфора. VX может проникать в организм при вдыхании аэрозоля, через кожу или слизистые. В США даже провели добровольный эксперимент на людях для изучения летальной дозы при внутривенном попадании вещества. Но эксперимент пришлось сразу прекратить, так как испытуемым мгновенно становилось плохо.

В 2017 году с помощью платка, пропитанного VX, был убит Ким Чон Нам — брат главы Северной Кореи. Девушки, совершившие убийство, просто накинули платок на его лицо. Этого было достаточно, чтобы яд подействовал

G-серию веществ разрабатывали в Германии, V — сразу в нескольких странах, а в России были свои БОВ нервно-паралитического действия, объединенные кодовым названием «Новичок».

Они разрабатывались с 1970-х как альтернатива имеющимся в других странах БОВ. В целом вещества группы «Новичок» объединяет содержание фтора и фосфора в молекуле. Да, формулы «Новичка» А-234 разные. Информация по «новичкам» не была полностью рассекречена. Поэтому существует несколько вариантов формул вещества.

Если верить разработчикам «Новичка», эти вещества очень стойкие и могут годами оставаться в окружающей среде. Воздействуют на организм по тому же принципу, что и зарин.

Специалисты по химическому оружию во время работы в Солсбери. Фото: Matt Dunham / AP

«Новичок» сейчас у всех на слуху из-за серии отравлений, в которых он использовался. Самое громкое — отравление Скрипалей. Бывший офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия были отравлены «Новичком» А-234 в 2018 году. Через несколько месяцев после отравления с теми же симптомами были госпитализированы двое человек, предположительно контактировавшие с отравленными вещами. Один из пострадавших скончался.

Ртуть

Помните Безумного Шляпника из «Алисы в Стране чудес»? Образ бледного и перевозбужденного человека появился не на пустом месте. Это образ реального шляпника, страдающего от хронического отравления ртутью — меркуриализма.

Ртуть известна человечеству много веков, а её латинское название отсылает к богу Меркурию. Это единственный металл, который в обычных условиях находится в жидком состоянии. На самом деле ртуть встречается в нескольких формах:

• элементной (металлическая ртуть Hg; она находится у нас в ртутных термометрах);

• неорганической (неорганические соли ртути, например HgCl2 — сулема, одно из первых лекарств от сифилиса);

• органической (соединения органических радикалов и ртути RHg, например CH3Hg — метилртуть).

То, насколько опасным будет отравление, зависит от нескольких факторов: типа соединения, дозы, длительности и способа воздействия. Хронические отравления небольшими дозами паров ртути и проглатывание нескольких грамм метилртути приведут к разным последствиям. В самой большой группе риска находятся дети в утробе матери и люди, регулярно работающие с ртутью. Этот металл относится к веществам первого класса опасности.

В обычной жизни мы можем встретить ртуть в гальванических элементах, термометрах, энергосберегающих лампах, в кабинетах стоматологов в амальгамах для зубных пломб. Ртуть принадлежит к группе тиоловых ядов: она блокирует тиоловые (–SH) группы, от которых зависит нормальное функционирование белковых ферментов в нашем организме.

В результате нарушается белковый, липидный и углеводный обмен. Наибольший урон ртуть наносит нервным клеткам, печени, почкам и кишечнику. Ртуть способна накапливаться в организме, отчего ее воздействие может быть длительным и не сразу очевидным.

Отравления ртутью бывают острые и хронические. При остром отравлении человек испытывает недомогание спустя несколько часов. Появляется слабость, головная боль, металлический привкус во рту, затрудненное глотание. Десны набухают и кровоточат. Начинаются боли в животе, диарея, возможно воспаление легких и повышение температуры до 40 градусов. В особо тяжелых случаях возможна смерть в течение нескольких дней.

Хроническое отравление наступает спустя длительное время регулярного воздействия паров ртути, которое может продолжаться несколько месяцев или даже лет. Со временем человек чувствует, что быстрее устает, все чаще бывают головная боль и головокружения. Его кожа становится менее чувствительной, развивается «ртутный» тремор. Повышается потливость, понижается давление и вкусовые ощущения.

Хроническое отравление ртутью еще называли болезнью шляпника. Раньше соединения ртути использовались для изготовления фетра для шляп, и люди этой профессии страдали от постоянного контакта с токсичными соединениями.

Металлическая ртуть пагубно воздействует в первую очередь на нервную систему, а также печень и почки. Этот металл — классический пример кумулятивных ядов, то есть тех, что накапливаются в организме. Если за один раз человек вдохнул 2,5 грамма паров ртути — для него это смертный приговор. Примерно столько ртути и содержится в обычном медицинском градуснике, который наверняка есть у каждого из нас дома.

Звучит страшно, но есть несколько нюансов: ртуть не испаряется мгновенно, а ее поверхность окисляется, и это не дает ртути быстро испаряться. Но это не означает, что можно оставлять разбитый градусник. Обязательно следует тщательно собрать всю ртуть и утилизировать ее.

Женщина держит на руках жертву отравления в Минамате, Япония, 1973 год. Фото: AP

Известны случаи массовых отравлений соединениями ртути. Самое опасное из них — метилртуть. Сброс метилртути в японском городе Минамата в 1956 году дала название заболеванию, возникающему при отравлении этим веществом, — болезни Минамата. В Иране в 1971 году погибло более 500 человек, которые употребляли зерно, обработанное метилртутью, или контактировали с ним.

Знать о метилртути необходимо. Вещество попадает в организм вместе с морепродуктами и выбросами производств. Метилртуть накапливается в жировой ткани и способна проникать через гематоэнцефалический барьер. Именно этот барьер защищает головной мозг от веществ, находящихся в крови, и не позволяет им проникать в него. Метилртуть попадает туда. И поэтому отравления ей возникают при меньших дозировках, они намного опаснее и, увы, встречаются чаще, чем отравления металлической ртутью.

Еще страшнее оказывается для всего живого диметилртуть, (CH3)2Hg. Она проникает сквозь одежду, перчатки и кожу и мгновенно оказывается в организме. Диметилртуть преодолевает гематоэнцефалический барьер и воздействует на мозг. Вещество может накапливаться в организме, из-за чего симптомы отравления могут появится спустя недели или даже месяцы.

Так произошло и с американским химиком Карен Веттерхан, которая умерла спустя несколько месяцев после случайного попадания диметилртути на кожу. Ее, опытного специалиста, не спасли ни перчатки, ни знание опасного соединения.