Войти в почту

К концу января Россия достигла шестизначных показателей по заболеваемости коронавирусом

Россия пришла к шестизначным цифрам по новым диагнозам COVID-19. То, о чем в середине января глава Роспотребнадзора Анна Попова говорила как о неблагоприятном сценарии, уже случилось. В субботу, 29 января, было выявлено 113 с лишним тысяч больных коронавирусом. В воскресенье, 30-го, — еще почти на 10 тысяч больше. Вызвать врача на дом становится все сложнее, и особенно настораживает растущий показатель по госпитализации больных ковидом.

К концу января Россия достигла шестизначных показателей по заболеваемости коронавирусом
© BFM.RU

Система здравоохранения работает на пределе своих возможностей. Чиновники это понимают и пытаются хоть как-то ее разгрузить. Так, в Москве теперь вызвать врача на дом могут только тяжелобольные или маломобильные пациенты.

А с 28 января москвичам с симптомами простуды дали возможность получить консультацию терапевта по телефону. Судя по проведенному Business FM опросу, у кого-то это даже получилось. Еще одна важная рекомендация от чиновников, отвечающих за здравоохранение: тем, кто болеет бессимптомно или в легкой форме, лечиться не нужно. Им нужно сидеть дома и побольше пить. Что же происходит в случаях, когда без врача никак? Business FM побеседовала с больными ковидом из нескольких регионов:

Житель Калининградской области Дмитрий:

«Жена почувствовала недомогание, температура 38, через сайт «112» вызвали врача. Врач пришел на следующий день, сразу сделал мазок, экспресс-тест. Он показал, что положительный, у меня показал отрицательный. У меня температура поднялась где-то дня на четыре, вызвали врача. Врач пришел на следующий день, взял мазок, тоже положительный. Жене привезли «Ибуклин» и другое лекарство давали, а мне прописали «Арбидол», но у них уже все закончилось, они не привозили мне лекарство, я купил сам. «Ибуклин», «Арбидол» и разжижающие кровь таблетки. Подсказали, что надо пить. У меня 31-го числа мазок. Они сами должны приехать, как к жене приехали, взяли мазок у нее, только уже не экспресс — экспресс-тесты закончились. Никакого контроля моих передвижений у нас не было».

Жительница Москвы Ирина:

— Я заразилась от мужа, в первые дня три температура была 38,5, последующую целую неделю 37,2, но не спадала. Болело горло, дико болела голова, носоглотка, слабость, дикая утомляемость. Врача вызывали, но там автоответчик задает вопросы, отвечаешь на них, и под конец говорит: обратитесь к дежурному врачу по месту жительства, так как загружен медперсонал. Если будет ухудшение, звоните в скорую, и, собственно, все. Врач к нам вообще не пришел, просто говорили, если вам нужна помощь, идите в поликлинику. Себе мы скорую вызывать не стали, а когда заболел старший [ребенок], у него была 39 температура, я звонила полночи. Меня сначала переключили на дежурного врача, он давал рекомендации, потом приехала бригада, хотя бы ему сделали укол, стало полегче.

— Что выписывают врачи?

— «Арбидол». Детям голубой, взрослым красный. Чем он хорош, я не ощутила ни на ком. Даже «Амоксил», который мы раньше пили, и то больше толку.

Алексей из Санкт-Петербурга:

«Я почувствовал себя плохо в пятницу вечером, сначала думал, в выходные перележу. В итоге в субботу в пять вечера позвонил по 122, вызвал врача, и он пришел на следующий день. Услышав, что я и болел, и привит, и ревакцинирован, и начал лечение противовирусными, сказал: продолжайте. У меня не было специфического лечения, потому что я знал уже, как лечиться, переболев пару месяцев назад, во-вторых, чувствовал себя неожиданно неплохо. Во вторник у меня был положительный тест, а в среду мне отзвонилась медсестра и сказала, что принесет вечером лекарство. Мне принесли противовирусное, мазь в нос и парацетамол. В ноябре не приносили ничего. А тогда мне было хуже. Я в пяти местах расписался за лекарства, понятно, это материальная ответственность, лекарств там тысячи на полторы принесли. А по поводу изоляции мне никто ничего не говорил, никак не контролировал».

Что касается переадресации вызовов на скорую помощь, фельдшеры давно жалуются на то, что вынуждены принимать вызовы на любой чих и скорая сегодня просто не справляется с потоком обращений. Однако опыт коллег показывает, что на различные травмы или экстренные случаи, не связанные с ковидом, бригады, по крайней мере в Москве, приезжают довольно быстро. Еще один способ снизить нагрузку на врачей — избавить их от рутины с очным оформлением больничных. Теперь и получить документ, и продлить его можно дистанционно. Опрос Business FM среди предпринимателей показал, что работодатели не особо беспокоятся, что сотрудники начнут этим злоупотреблять. Большинство продолжают удаленно работать, даже болея, говорят наши собеседники. В частности, создатель и идеолог платформы Dombook, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова:

Ирина Доброхотова создатель и идеолог платформы Dombook, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» «Надо делать — они делают. Даже и с температурой делают. То есть получается, что мы все равно всем оплачиваем зарплаты, больничный как таковой особо, может, и не нужен, ну, уж если только человек не работает и лежит с температурой, может быть, в этом случае. Я не думаю, что люди будут обманывать своих работодателей и организацию».

Но это, опять же, о тех, кто болеет дома. Если дело доходит до госпитализации — работать из больницы готовы не все. А до госпитализации доходит все чаще.

За минувшую неделю Россия стала абсолютным лидером по госпитализациям с ковидом.

У нас в стационары попадают 10-15% официально заболевших. Но это не россияне оказались самыми уязвимыми для «омикрона», просто у нас меньше выявляют больных. Бессимптомники и болеющие в легкой форме очень часто решают не заявлять о себе и не попадают в статистику. Москва, где с тестированием дела обстоят лучше, чем в других регионах, показывает более объективную картину. В столице с «омикроном» госпитализируют не 10-15%, а всего 5%. Для сравнения, на пиках распространения этого штамма в ЮАР госпитализацией сопровождались примерно 8% случаев, а в США показатель сейчас не превышает 3%. Однако по показателю «число госпитализированных на миллион человек» картина все же настораживает.

В России это почти 500 госпитализаций на миллион в неделю. В США (это второе место), по данным сервиса Our World In Data, госпитализируют 420 человек на миллион населения. Во Франции, например, сегодня 300, а в Германии вообще 60. Почему? В том числе потому, что количество госпитализаций зависит от уровня иммунизации. И если в Германии или Израиле привито практически все взрослое население, то и соотношение госпитализаций и заболеваемости там меньше — по последним оценкам, при «омикроне» вакцинированные в 10-20 раз реже попадают в стационар.

Таким образом, самый высокий в мире темп госпитализации на душу населения, который зафиксирован в России, может быть связан с нежеланием россиян прививаться.

Ревакцинированные препаратом «Спутник Лайт» в течение трех месяцев полностью защищены от заражения штаммом коронавируса «омикрон». Об этом со ссылкой на данные исследований сообщил директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Гинцбург.

Что касается «Спутника V», то 75% вакцинированных этим препаратом содержат вируснейтрализующие антитела к новому штамму. Гинцбург также усомнился в том, что «омикрон» может стать последним штаммом коронавируса.