Войти в почту

Число умерших после обследования желудка в медцентре в Санкт-Петербурге выросло до семи

В Санкт-Петербурге растет число жертв контрафактного препарата для рентгеноскопии желудка. СК заявляет о семи погибших и более 20 пострадавших.

Число умерших после обследования желудка в медцентре в Санкт-Петербурге выросло до семи
© BFM.RU

В декабре — январе люди прошли обследование в государственном городском консультативно-диагностическом центре № 1. Перед рентгеноскопией желудка пациенты выпивали контрастное вещество на основе бария. Обычно препарат, используемый в больницах, входит в государственный реестр лекарственных средств. Чистый сульфат бария не токсичен, по виду — как кисель, по вкусу похож на мел. Он безвреден: нерастворим в воде и соляной кислоте желудка, не всасывается в организм и выводится через несколько часов.

А петербургский диагностический центр закупил технический сульфат бария. По данным следствия, еще и контрафактный. Химическая формула вроде бы та же. Но в техническом веществе допустимы примеси, и оно годится только для промышленности. Технический сульфат бария может всасываться в желудке и вызывать отравление, говорит президент Российского союза химиков Виктор Иванов:

— Есть определенные виды сульфата бария, которые растворимы в воде, они как раз токсичны.

— Чем же тогда отличаются барий промышленный и медицинский?

— Для рентгеноскопии и для производства в промышленности отличий особых нет. Только для медицины есть определенные требования в плане чистоты, отмывки и белизны. Содержание чистого бария в сульфате бария должно быть не менее и не более 58%.

По данным «Газеты.ru», запись на обследование желудка петербургская больница вела на месяц вперед. В день через контрастный рентген могли проходить десятки человек. И пострадавших от токсичного препарата, возможно, больше, чем известно на данный момент.

Арестован главврач клиники Евгений Попов, которому вменили статьи УК о причинении смерти по неосторожности и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. По данным следствия, на закупочных документах на барий стояла его подпись.

Также задержана заведующая отделом лучевой диагностики Евгения Медведева. По мнению следствия, зная, что закупленный препарат не является лекарственным, она организовала его использование персоналом.

На что могут рассчитывать потерпевшие? Комментирует медицинский юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи Иван Печерей:

Иван Печерей медицинский юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи «Это состав преступлений, за которые несут ответственность конкретные люди в рамках уголовного преследования. Это конкретные медицинские работники и главный врач. Но при всем при этом ответственность за вред здоровью у нас лежит на организации, на юрлице. И, соответственно, если пострадавшие обратятся с исками к медицинской организации за компенсацией морального вреда, такие иски будут удовлетворены и, на мой взгляд, в очень значительном объеме, потому что налицо прямая причинно-следственная связь между причинением вреда здоровью и смерти и неправомерными действиями сотрудников медицинской организации».

Сама больница запись на обследование желудка с использованием бария сульфата уже не проводит. А на сайте медучреждения написано следующее:

«Инициированы межведомственные контрольно-надзорные мероприятия. Просим всех пациентов, проходивших гастрографию (исследование желудка) с использованием бария сульфата и испытывающих недомогание после исследования, незамедлительно связаться с нами. В случае необходимости мы полностью готовы оказать всю необходимую поддержку и организовать оказание медицинской помощи».

Организация, в которой был закуплен сульфат бария, ООО «Невареактив», заявляет, что она тут ни при чем. В закупочном договоре с больницей не было упоминания о целях применения раствора. Была лишь химическая формула.

При этом, как сообщает издание «Фонтанка», для того, чтобы заказать препарат, больница должна была составить отдельное техзадание и указать, для чего именно нужен барий, в какой концентрации и какой чистоты. Главврач, конечно, не составляет документы подобного рода, но подписывает их и несет ответственность за закупку.

В деталях документооборота сейчас разбирается следствие.