Ковид сильно бьет по голове: почему так происходит и как спастись?
По самым скромным подсчетам, каждый третий на планете переболевший коронавирусом сталкивается с расстройствами психики. От апатии до затяжной депрессии, от панических атак до склонности к бытовой агрессии. Недаром в России на этой неделе предложили включить в систему ОМС психиатрическую реабилитацию после ковида, отмечает корреспондент «МИР 24» Анна Деркач.
«Самое худшее, что случилось – я потеряла чувство запаха и вкуса. Я думала все – я погибла», – признается кулинар Елена.
Для повара такой постковидный синдром – смерти подобен. Как жить, если самое вкусное в мире грузинское хачапури стало абсолютно пресным? Неужели придется распрощаться и с готовкой, и с модным блогом о еде, и мечтой о собственной кулинарной книге? Но Елена решила не сдаваться.
«Я поставила маленькие чашки. В них грузинские приправы, индийские приправы, духи от «Шанель». Закрываешь их и не знаешь, где что. Потом берешь, нюхаешь, думаешь, что это такое», – поделилась фудблогер Елена Николиешвили.
Спустя три месяца «Шанель» от хмели-сунели Елена стала отличать. Но полностью обоняние и вкус к ней пока не вернулись.
«Со вкусом хлеба что-то случилось. Я не знаю что, но вкус хлеба точно изменился», – говорит фудблогер.
«Это связано с поражением нервной системы. Когда началась коронавирусная инфекция, мы думали, что это касается только пульмонологов, что это только болезнь легких», – отмечает заведующая лабораторией нейрогериатрии Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Элен Мхитарян.
У ковида выявили редкое свойство – преодолевать гематоэнцефалический барьер. Это фильтр на стенках сосудов головного мозга, который защищает его от токсинов крови. Когда патоген проникает в главный орган человека – ждать можно всего чего угодно: от потери памяти и бессонницы до смертельных кровоизлияний.
В реанимацию в отделении неврологии Национального госпиталя в Бишкеке попадают пациенты с инсультом и инфарктом. Когда Кыргызстан накрывает очередная волна ковида, число пациентов растет и там.
Врачи сутки пытаются привести в сознание 83-летнего мужчину. У пациента поражена треть легких и нарушена работа мозга. Если бы вовремя вакцинировался, говорят родные, последствий было бы меньше.
«Он вообще никогда не болел и не жаловался на здоровье. Всю жизнь был крепкий. В пожилом возрасте надо обязательно делать прививки», – говорит сын пациента Таймурас Дзоцоев.
В реанимациях не только пожилые. В городской больнице Чебоксар полно детей. У малышей повыскакивали болячки, которых отродясь не было.
«Омикрон как бы стирает иммунную память у детей, то есть уничтожает антитела к другим вирусам, в результате чего дети становятся подвержены заболеванию вновь», – поясняет врач-педиатр Городской детской больницы №2 г. Чебоксары Ольга Пайманова.
Воздействие коронавируса чем-то похоже на внезапную старость. Был человек здоровый, крепкий и вдруг рассыпался.
«В основе старения лежит постоянное системное воспаление как ответ на множество патогенов, которые окружают нас. Воспаление влечет за собой изменение метаболизма, синтеза соединительной ткани, ужесточение сосудистых стенок и так далее», – уточняет главный внештатный гериатр Минздрава России, директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Ткачева.
У медиков есть специальный термин – inflammaging – воспалительное старение. Когда организм увядает под действием микроорганизмов.
«Ковид 19 очень странным образом активирует иммунную систему. Неправильным образом. С одной стороны, она должна защищать нас от патогенов, а с другой стороны – это тот самый самурайский меч, которым мы сами себя убиваем», – говорит ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Максим Скулачев.
Температура, головная боль, кашель, насморк и мокрота – не что иное, как работа иммунной системы. Она старается вывести токсин любой ценой. Иногда – ценой жизни. Печальный пример: цитокиновый шторм. Медицинский термин, который в пандемию узнали все от мала до велика. Когда организм, зараженный вирусом, фактически совершает самоубийство.
«Это с нами делает наш собственный организм, в первую очередь, иммунная система и связанная с ней система свертываемости крови. Они как будто сходят с ума. Вируса зачастую уже давно нет, он давно побежден, а человека все равно спасти не удается», – рассказывает Максим Скулачев.
Новости из-за океана все больше похожи на ужастики. Ученые Колумбийского университета США вскрыли мозг умершего от коронавируса. Увиденное шокировало.
«Обнаружены изменения тканей мозга, которые похожи на изменения, которые происходят при болезни Альцгеймера. Эта инфекция может вносить свой вклад в так называемое воспалительное старение. Воспаление лежит в основе болезни Альцгеймера», – отметила главный внештатный гериатр Минздрава России, директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Ткачева.
В главном органе человека происходит множество обменных процессов. Важную роль в них играют так называемые амилоидные белки. Днем они выполняют свою работу, а ночью, когда мозг отдыхает, растворяются. При болезни Альцгеймера этот жизненно важный механизм нарушается.
«Непонятно пока, по каким причинам начинают работать ферменты, которые разрезают эти белки в тех участках, которые не растворяются, и получается нерастворимая форма белка бетамилоида. Эти нерастворимые формы между собой склеиваются, составляют клубочки, откладываются и мешают работе нервных клеток», – говорит заведующая лабораторией нейрогериатрии Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Элен Мхитарян.
По словам геронтолога, белки начинают откладываться в мозге человека за 10-15 лет до того, как у него диагностируют болезнь Альцгеймера. Судя по открытию американских ученых, ковид справляется с этой задачей гораздо быстрее. Но если лекарства от деменции пока не существует, то от тяжелых и летальных форм коронавируса можно защититься.
«Средний возраст моих пациентов – 80 лет. Среди привитых у меня нет ни одного пациента, кто бы тяжело перенес эту инфекцию», – говорит Мхитарян.
«Любое заболевание, не только ковид, сопровождается воспалительным процессом. Вакцинация – это лучший способ замедлить воспалительное старение», – убеждена главный внештатный гериатр Минздрава России, директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Ольга Ткачева.
У врачей есть еще одна хорошая новость: ускоренное старение при ковиде, в отличие от деменции, возможно, обратимый процесс. Если человек смог победить коронавирус, организм, скорее всего, тоже восстановится.