Дмитрий Константинов: У тех, кто не вакцинирован, болезнь, независимо от штамма, протекает тяжелее
- Соответствует ли клиническое течение COVID-19, вызванного "омикроном", тому, что говорили об особенностях этого штамма ранее?
- Все те данные, которые мы получали по "омикрону", соответствуют тому, с чем мы столкнулись на практике. В научном плане больше данных по "омикрону" у нас пока нет.
"Омикрон" сейчас превалирует, но не исключается и циркуляция "дельта"-штамма, и вирусных инфекций, которые сейчас тоже сезонно распространяются. Мы видим супер- и микст-инфекцию, когда один вирус присоединяется к другому, и можно переболеть "омикроном" и тут же удлинить клинические проявления гриппом, парагриппом, аденовирусной инфекцией.
- Снизилась ли потребность в реабилитации после ковида из-за более легкого протекания заболевания?
- Надо сказать, что по сравнению с "дельта"-штаммом "омикрон" протекает легче. Соответственно, меньше побочных, нежелательных явлений, с которыми мы встречаемся уже на постреконвалесцентном этапе, то есть после того, как пациент выходит в период выздоровления. Поэтому точно можно сказать, что в реабилитации пациенты сейчас нуждаются меньше.
Но мы же говорим, что реабилитация зависит не от самого штамма, а от общего состояния пациента, от коморбидности. Если пациент с сопутствующими хроническими заболеваниями перенес острое инфекционное заболевание (вызвано ли оно было "дельтой" или "омикроном" - нам в принципе все равно), инфекционный процесс может спровоцировать астенизацию, которая проходит в течение длительного времени - месяц, два. Потом может произойти обострение хронического заболевания - это тоже требует дополнительного внимания. То есть вирус выступает пусковым механизмом, запускает расстройства функций органов и систем.
В целом, сейчас постковидного синдрома видим меньше, потому что "омикрон" меньше изменяет гемостаз пациента - тромбообразование, которое запускала "дельта", либо уханьский вирус 2019 года.
Помните, у нас был момент, когда для разгрузки коечного фонда мы больных выводили из острого состояния, а для дальнейшего восстановления отправляли в санатории? Сейчас потребности в таком количестве мест для реабилитации, как это было осенью, нет. Нагрузка на реабилитационное звено меньше, потому что меньше продолжительность болезни. Такая особенность "омикрона" экономит силы, средства здравоохранения области.
- Буквально на днях на штабе озвучили решения: не проводить тестирование на выходе из болезни (если лечился более семи дней) и отменить изоляцию контактных лиц. Это было сделано из экономии, потому что система "захлебывается", или есть другие причины?
- Я вам объясню как инфекционист. Закономерности всех эпидпроцессов одинаковы, здесь не имеет значения, грипп ли это, "омикрон", чума, холера или другие инфекционные заболевания... Конечно, больной человек всегда является источником инфекции, и чтобы предотвратить ее распространение, как один из вариантов нужна изоляция источника - чтобы прервать цепочку.
Но в последнее время мы видим, особенно на примере "омикрона", что у нас новая коронавирусная инфекция все-таки займет место типичных сезонных заболеваний (так называемые "острые респираторные вирусные инфекции", или ОРВИ), включающих грипп, парагрипп, аденовирус, риновирус и т.д. Мы же к этим инфекциям не применяем таких строгих эпидтребований.
Вспомните, как это было три, пять, семь лет назад - у нас ежегодный подъем заболеваемости гриппом в декабре, феврале, марте, но мы не уходили в изоляцию, не сдавали мазки для выявления гриппа, не делали ПЦР-исследований... И сейчас ситуация с коронавирусом постепенно переходит на те рельсы, когда мы спокойно переживаем вспышки заболевания.
Сегодня тенденция такова, что нет прямой необходимости 14 дней сидеть на изоляции. И не только из-за того, что это влияет на экономику, - такая мера теряет актуальность потому, что у нас есть другие механизмы сдерживания - это вакцинация, в том числе детей, ревакцинация, выросшее количество уже переболевших.
Созданы все условия, которые позволяют менять правила, поэтому санитарные нормы несколько переписываются с учетом практики.
- Министр здравоохранения региона сказал, что "частота госпитализаций непривитых граждан выше в четыре раза", хотя ранее говорили лишь о нескольких процентах привитых среди госпитализированных.
- Я могу сказать, что примерно 30% заболевших в нашем стационаре вакцинированы. Мы анализируем данные по всем пациентам в госпиталях области и понимаем, что за медицинской помощью обращаются и вакцинированные, но течение болезни у них намного легче, и именно в госпитализации нуждается небольшой процент.
Они обращаются за помощью с положительным тестом и клиническими проявлениями легкого и среднего течения. Это 99,9%. Остальные приходятся на казуистику, когда у человека есть сопутствующие заболевания - инфаркт миокарда, острая сердечная недостаточность...
Надо четко понимать, что вакцинированные гораздо меньше болеют в тяжелой и крайне тяжелой форме. За счет этого есть свободный коечный фонд. Например, сегодня в нашем стационаре из вакцинированных никто не находится "на кислороде". А у тех, кто не вакцинирован, болезнь протекает тяжелее, независимо от того, "омикрон" это или "дельта". Они требуют и кислородной поддержки, у них чаще возникают осложнения.
Есть и зависимость от ревакцинации. Люди, которые сделали прививку более полугода назад, составляют примерно 85% от числа госпитализированных вакцинированных. Они пропустили ревакцинацию и попали в стационар, но, повторюсь, болеют легче невакцинированных.
Но все-таки, согласно методическим указаниям Минздрава, есть категории пациентов - 65+, имеющие сопутствующие заболевания, и другие, которые подлежат наблюдению не только из-за степени тяжести коронавируса, но еще и из-за возможных осложнений хронических заболеваний, которые у них есть.
- То есть мы можем сказать, что вакцинация работает на то, чтобы ковид перешел в группу сезонных заболеваний?
- Однозначно, вакцинация работает. Но пока уровень вакцинации в 53% по Самарской области - это мало. Сейчас первичное звено задыхается от чего? Потому что из обращающихся за медицинской помощью по поводу ковид-инфекции всего 15% вакцинированы, а 85% - нет. Так вот из малой части обратившихся вакцинированных в стационар практически никто не попадает.
Сработает ли вакцина, зависит от того, смог ли организм как индивидуальная среда выработать защиту или нет. Поэтому из поступающих к нам вакцинированных мы пытаемся выделить группу пациентов, у которых выработалось достаточное количество антител, и тех, у кого эти антитела не выработались, несмотря на вакцинацию. Такое бывает - на "Спутник V" нет антител, а сделал через три месяца "КовиВак" - они появились. Поэтому категория вакцинированных неоднородна.
- То есть уповать на вакцину и забывать о других мерах профилактики не стоит?
- Конечно. Потому что не каждый может воспринимать эту вакцину как требуется - у каждого организма будет разный иммунный ответ. Поэтому соблюдение эпидмероприятий - маски, дистанция, ограничение скоплений, проветривание помещений и т.п. - очень важно для прекращения распространения инфекции.
Ключевые звенья эпидпроцесса - источник инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм. Это три звена, которые позволяют контролировать процесс.
На источник мы воздействуем тем, что он остается дома - мы ввели электронный больничный, дистанционные консультации. Механизм передачи мы контролируем маской, разобщением, мытьем рук. А восприимчивый организм мы защищаем вакцинацией - это специфическая профилактика.
Это классические меры профилактики и они не зависят от того, какая это инфекция - коронавирус, грипп, чума, холера и т.д.
- В социальных сетях выражают тревогу, что детскую вакцину, якобы еще не прошедшую все клинические испытания, будут доводить "на головах сирот" - в первую очередь вакцинировать детдомовцев, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть тех, кого некому защитить?
- Можете успокоить общественность - "испытывать вакцину на детдомовцах" никто не собирается. Вспомните, ведь то же самое было и со взрослой вакциной - тоже говорили, что это эксперименты. Что мы видим - опять сеется какое-то недоверие со стороны все тех же людей. Как правило, это параллель - сам не привился и ребенка прививать не буду.
У нас вакцинировано уже около 500 детей, хотя в некоторых областях их число перевалило за тысячу.
У нас с советских времен есть национальный календарь прививок. Благодаря этому календарю мы сейчас не видим многих инфекций, которые раньше убивали тысячи детей и взрослых. Сам принцип вакцинации давно известен, как и технологии производства вакцины - и вакцина от новой коронавирусной инфекции сделана на основании старых известных технологий. Ничего страшного здесь нет, организм ребенка способен воспринимать антигены и векторных, и рекомбинантных вакцин.
Мы от гепатита В прививаем с рождения, благодаря чему убрали заболеваемость хроническими гепатитами и циррозами.
А некоторые опять придумывают "испытания" на детях из интернатов, которые не имеют законных прав, опекунов и т.д. Это полная глупость и несоответствие действительности.
Вакцинация для детей абсолютно безопасна, утверждена Минздравом, Этическим комитетом - это же не просто так. Все доклинические этапы испытаний закончены. Дети - это наше будущее, и никто не позволит применять на них неразрешенные вакцины. Поэтому надо быть абсолютно спокойным по отношению к вакцинации "Спутником-М", который сейчас разрешен.
В европейских странах начали вакцинировать детей с 2 лет и уже есть результат: меньше порог заболеваемости среди взрослых, в некоторых странах достигли стабилизации.
Это большое благо - то, что сейчас разработана эта вакцина. Дети как источник распространения инфекции играют колоссальную роль. И как бы мы ни оберегали взрослых, но если дети постоянно будут болеть (а их процент доходит до 15 от общего населения области), то будет постоянно поддерживаться вспышка.
Заблокировать способность коронавируса распространяться и вызывать тяжелое течение и летальность может только массовая вакцинация. Раньше мы говорили, что популяционный иммунитет обеспечивается 70% привитых, но теперь мы поняли, что нужно 90% и выше. Потому что 20-30% оставшиеся все равно провоцируют процесс.
Опять же, нужно учитывать, что в мире происходит постоянная миграция между странами. Поэтому чем выше популяционный иммунитет, тем эффективнее все принимаемые меры, и тем быстрее снизится нагрузка на здравоохранение.