Версия: триметазидин в допинг-пробах Валиевой оказался из-за лекарства, которое принимает ее дедушка
Наличие триметазидина в допинг-пробах Камилы Валиевой объяснили тем, что лекарство с этим веществом принимает ее дедушка. Об этом, как написало утром 15 февраля Reuters, сообщил глава дисциплинарной комиссии Международного олимпийского комитета Денис Освальд. Однако позже в МОК заявили, что он не обладал достоверной информацией, а лишь повторил то, что появилось в прессе.
Днем ранее заблокированный в РФ сайт «Досье» сообщил, что у него в распоряжении оказалась аудиозапись с заседания Российской дисциплинарной антидопинговой комиссии от 9 февраля. По его итогу со спортсменки сняли отстранение от Олимпиады.
Из публикации следует, что версию про дедушку и лекарство комиссии представили мать фигуристки Алсу Валиева и юрист компании Schellenberg Wittmer Анна Козьменко. По их словам, дедушка проживает от Камилы отдельно, но возит внучку на тренировки, когда родители заняты. У пожилого мужчины искусственное сердце, он принимает лекарство с триметазидином, когда слышит шумы.
Триметазидин — действующее вещество препарата «Предуктал». Его применяют при ишемической болезни. Когда сердцу не хватает кислорода, препарат улучшает его доставку. Лекарство отпускается по рецепту, правда, его, следует из публикации, сторона Валиевой комиссии не предоставила. Но опрошенные Business FM пациенты, употребляющие «Предуктал», говорят, что приобрести его без рецепта не составляет труда.
Применять этот препарат для улучшения результатов в фигурном катании нет смысла, заявил ТАСС спортивный врач Валентин Беляевский. Лекарство повышает аэробную выносливость. Но скорость перемещения по льду не оценивается. Так что есть два варианта: либо Валиева приняла его случайно вместе с разрешенными БАДами, либо по глупости.
Были случаи, когда спортсмену в организм попадало вещество, например вместе с зубной пастой или спортсмен мог случайно принять его в бытовых условиях, если кто-то в семье принимает лекарство.
Применение «Предуктала» может быть оправданно разве что в активный тренировочный период, предполагает кардиолог, медицинский блогер Филипп Кузьменко:
— Может быть, это имеет смысл, только когда люди тренируются на пределе своих физических возможностей, в нем, возможно, есть какая-то потребность. Невозможно представить, что препарат в ее организм попал по-другому, кроме как она сама приняла эту капсулу.
— Чисто теоретически капсула может рассыпаться, теряет ли препарат свои свойства на воздухе?
— Препарат в капсулах должен в капсулах и подаваться. Никто не будет проводить эксперименты и пытаться выяснить: а что будет, если я просто в воде растворю? Принимала ли она его осознанно, умышленно или по ошибке, — это вопрос.
Решение РУСАДА о допуске от 9 февраля обжаловали WADA, МОК, ISU в спортивном арбитраже (CAS). Его заседание состоялось 13 февраля. В итоге CAS утвердил решение РУСАДА о том, что Валиева может продолжать участие в Играх.
Во вторник Валиева, несмотря на ошибку в тройном акселе, показала лучший результат в короткой программе. Зрители аплодировали стоя. После фигуристка не вышла на пресс-конференцию из-за плохого самочувствия, как объяснили в ОКР. Произвольная программа — в четверг, 17 февраля.
Делать вывод, что Камила полностью оправдана, преждевременно. Все равно будут разбирательства после Олимпиады. Но юристы полагают, что Камила и наша команда судебную битву выиграют. Чтобы нести полноценную ответственность за применение запрещенных препаратов, спортсмен должен быть совершеннолетним, а Валиевой 15 лет.
Ситуация уникальная. МОК в итоге принял соломоново решение, считает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко. Он сравнивает историю Валиевой с допинговым скандалом боксера Александра Поветкина:
Алексей Карпенко старший партнер адвокатского бюро Forward Legal «Суть его заключалась в том, что он сдавал пять допинг-проб. Первые две отрицательные, третья положительная, две перед боем опять отрицательные. Тогда, когда у него была положительная допинг-проба, она была в десять, если не в 20 раз ниже низшего предела употребления. Фармакологи и врачи говорили, что это на 99,9% загрязненное спортивное питание, потому что если атлету дают допинг или он сам употребляет допинг, такое расписание допинг-проб просто невозможно. Он должен постоянно присутствовать в организме. Если правда, что у Камилы было две отрицательных, положительная и потом опять отрицательная допинг-пробы, а та, которая была взята, была в микродозе, я исключаю, что она употребляла какой-либо запрещенный препарат. Остается единственное объяснение, которое в свое время я получил применительно к боксеру, но разницы я не вижу никакой: им всем дают спортивное питание, но это спортивное питание делается в подавляющем большинстве случаев в Китае. И что там было на этой фабрике — никто не знает».
Ранее Международная федерация фигурного катания обсуждала повышение возрастного ценза для спортсменов. Прецедент с Валиевой, говорят юристы, наверняка ускорит этот процесс.