Дедушкины сказки. В фигурном катании - время заводных кукол
Золотые медали в одиночном женском катании на Играх в Пекине выиграла россиянка Анна Щербакова.
Серебряные медали - у ее соотечественницы Александры Трусовой. Олимпийская чемпионка в командном турнире, 15-летняя Камила Валиева осталась за чертой призеров. Хотя именно ее считали самой реальной претенденткой на победу.
Сенсацией это назвать нельзя – спорт горазд на неожиданности. Но почему-то кажется, что победа Щербаковой – это не только результат ее мастерства. Оно высокое, спору нет. Да и воли 17-летней фигуристке не занимать. И все же…
Ничего не могу утверждать, могу лишь предполагать.
Который день, с момента победы Валиевой в командных соревнованиях, о ней говорили. Слухи о запрещенном препарате, попавшем в организм Камилы, становились все настойчивее…
Сначала ее отстранили от турнира одиночниц, но потом все же допустили. Если бы Валиева победила в одиночном турнире или попала бы в призеры, то Международный олимпийский комитет, как и обещал, отменил бы церемонию награждения. Резонанс бы сильнейший! Обсуждать и осуждать Камилу стали бы с новой, неистовой силой.
Поэтому Валиевой «порекомендовали» не только уступить лидерство, но и не зариться на пьедестал почета. Вероятно, за этим решением стояли не только тренеры и спортивные чиновники, но представители российской власти. Они, разумеется, не хотели, чтобы спортивный престиж страны, и без того шаткий после многочисленных допинговых потрясений, погряз в новом разоблачении.
Но это не значит, что вопрос с Валиевой решен. С ней еще будут разбираться высокие международные инстанции. И про доброго и заботливого дедушку Камилы не забудут.
Он, недавно появившийся на горизонте, рассказывал, что всегда был рядом с внучкой, гулял с ней, кормил и даже ездил с девочкой на тренировки. У дедушки больное сердце, и он принимает триметазидин. Тот самый, из-за которого весь сыр-бор.
Версия у дедушки такая. Однажды он принял лекарство и запил его водой. Потом воду из того стакана ненароком выпила Камила. А в воде оставались фрагменты проклятого триметазидина. И с тех они сидят в организме спортсменки.
Это была чудесная сказка! Шарль Перро отдыхал, братья Гримм завидовали. Однако адвокат фигуристки Анна Козьменко рассказала эту историю с серьезным видом. Хотя многие приняли ее несерьезно. Шуток по этому поводу в интернете было много, я выбрал одну: «Сидит дед, в тройной тулуп одет».
Но погодите смеяться! Нечто похожее уже было. Не далее как в прошлом году чемпиона мира и Европы барьериста Сергея Шубенкова обвинили в приеме диуретика. Но спортсмен не повинился, а извернулся: рассказал, что на кухне для его трехмесячного сына измельчали лекарство – заметьте, из списка запрещенных препаратов WADA. Остались какие-то частицы, которые перекочевали в организм Шубенкова.
Версия, конечно, детская, но спортсмену поверили. Кстати, он прокомментировал ситуацию с Валиевой: «Думаю, выводы тут такие: от случайностей (как было в моем случае) никто на 100 процентов не застрахован. СМИ нужен только хайп».
Хайп нужен, но и правда бы не помешала. Но ее нет, ни грамма. А хочется.
«Заявления про загрязнение препарата при участии дедушки я считаю опасным, издевательским бредом, – таково мнение клинического фармаколога и специалиста по токсикологии Александра Эдигера. – Вещество триметазидин входит в состав таблеток, покрытых оболочкой. Следовательно, очень трудно загрязнить триметазидином что бы то ни было, что лежало рядом с ним. Это просто идиотские вбросы. Могу сказать, что у нас крутые защитники, ничего не скажешь, раз сумели добиться разрешения Валиевой участвовать в личных соревнованиях. Сейчас надо все делать по «следственной» классике, по алгоритму, нужно рассмотреть все версии на тему: почему у «подозреваемого» в крови/желудке появился препарат Х…»
«Я не верю! Нет! Нет! Не верю!» — так эмоционально, в стиле Станиславского отреагировала на происшедшее известный тренер Татьяна Тарасова. - «Этого не может быть, Камила - маленькая девочка! Я не верю в это безумие!»
Да, это безумие, Татьяна Анатольевна. Но оно давно стало нашим спутником. И приходится с этим свыкаться. Но еще хуже безумие, смешанное с ложью.
Трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Государственной думы Ирина Роднина тоже не верит. Но – только в версию со случайным употреблением запрещенного вещества из-за дедушки. И призывает дождаться результатов расследования. В этом могла бы помочь знаменитая тренер Валиевой Этери Тутберидзе. Уж она-то должна все знать о своей подопечной. Но когда ее попросили прокомментировать ситуацию, она отрубила: «Сплетнями не занимаюсь».
Никто и не просит, Этери Георгиевна. Расскажите, как все было на самом деле.
Но в ответ тишина. Молчание белокурой красавицы нависает, давит, как лавина, готовая сорваться с гор. Солнце ушло, вокруг помрачнело. Дедушки приготовились, бабушки – тоже…
Это я к тому, что у Тутберидзе в в учениках не только Валеева, но и другие звездные девочки: олимпийская чемпионка Анна Щербакова, серебряный призер Игр Александра Трусова, чемпионка Европы Алена Касторная, В списке подающих надежды – Дарья Усачева, Ника Егадзе, Софья Акатьева…
Интересно, какой у них рацион? Имею в виду не только гастрономическое меню, но и то, что спортсменки едят и пьют для укрепления здоровья. И чтобы совершать красивейшие, недоступные конкуренткам тройные и четверные прыжки…
К месту или не к месту вспомню мастеров российской спортивной ходьбы. Воспитанники школы Виктора Чегина в Саранске выиграли множество олимпийских наград и медалей чемпионов мира. Их славили на все лады, сочиняли в их честь оды. Тренера считали лучшим в мире, называли гением и собирались выставить его бюст на Аллее славы в столице Мордовии.
Но в 2016 году разразился невиданный скандал. Выяснилось, что методика Чегина была построена на допинге. Чегина пожизненно отстранили от работы. Более 20-ти его учеников - чемпионов и рекордсменов обвинили в употреблении запрещенных препаратов. Им навсегда запретили участвовать в международных соревнованиях.
Та сказка давно закончилась. А что будет с этой, где главные герои – симпатичные девчушки и их замечательный тренер?..
Пока они ликуют. Мы радуемся – у России еще одна золотая медаль. Но как-то тягостно на душе. И Камилу очень жалко. Она - маленькая, изящная куколка в чьих-то сильных и безжалостных руках. Ее завели, она затанцевала, запрыгала, заулыбалась. Завод кончился, она остановилась и замерла, вся в слезах.
Пустят ли ее в пляс снова? Или пришло время других заводных куколок?