Фуфломицины всея руси
Начать эти рассуждения хотелось бы с вопроса о том, а нуждается ли вообще иммунитет в том,чтобы его «подстегивали»? И если да, то когда?
Понятно, что состояния, которые влияют на снижение естественной защиты, существуют – это тяжелые болезни, иммунодефициты, алкоголизм… Тут без особого лечения, ясно, не обойтись.Сбить налаженную работу иммунной системы могут и постоянный недосып, однообразное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки – и для нормализации здоровья тут тоже надо корректировать причину. Но стоит ли пытаться активизировать защиту при каждом насморке? Иммунологи отвечают довольно дружно: это не только бесполезно, но даже вредно!
Вообще, все иммунные препараты условно можно разделить на три группы: иммуномодуляторы, иммуностимуляторы и иммунодепрессанты. Третью трогать не будем – эти лекарства применяют для подавления иммунитета, например после трансплантации органов. А вот составы из первых двух категорий активно предлагают фармацевты и врачи приОРВИ. Модуляторы – вещества, которые призваны как бы «чинить поломки», уравновешивать выработку тех или иных веществ. Стимуляторы должны усиливать производство защитных компонентов и активизировать клетки. Иногда подобные препараты производители называют противовирусными, и все они стабильно входят в списки самых продаваемых в России лекарств.
Популярность объясняется легко: реклама подогревает желание «подкормить» иммунитет и беспрестанно говорит, что таблетки или капли усилят естественную защиту и предотвратят простуду или грипп. Вице-президент Российского научного общества иммунологов, доктор медицинских наук Иван Козлов говорит, что логика производителей ему ясна: владельцы фармакологических предприятий понимают, что иммунная система человека и так способна без внешней помощи справиться с большинством болезней, уж с простудой так точно. А если предложить этот процесс простимулировать, то и обман не будет заметен, и заработать удастся! Впрочем, не все так безобидно…
ЧТО ТАКОЕ ФУФЛОМИЦИНЫ?
В медицинском сленге не так давно появилось новое слово – фуфломицины. Да, корень тот самый – «фуфло», что значит «ложь, обман или подделка», а окончание добавляет связи с медициной.
Этот термин стал популярным после публикации в сети «Расстрельного списка препаратов» на сайте Encyclopatia – это интернет-энциклопедия, в которой врач-невролог из Санкт-Петербурга Никита Жуков рассказывает о лекарствах с недоказанной эффективностью. И в этом списке оказалось немало тех, что обещают «укрепить иммунитет». Чтобы не быть голословным, автор списка штудирует международные стандарты и оценивает научную доказательную базу.
Увы, лечение ОРВИ с помощью лекарственных препаратов – отличительная черта постсоветских стран. Считается, что если таблетки легко купить, то они как минимум безвредны. Так ли это?
Есть группа лекарств, которые работают за счет антител к гамма-интерферону. Названия знакомые, тем и привлекают, считает автор «расстрельного списка». Интерфероны – белки-защитники, которые сигнализируют иммунитету о наступлении врага. Антитела – те, кто выходит бороться. Но здесь речь об антителах к интерферону! То есть антитела борются не с вирусами, а с интерферонами человека. Вопрос: зачем? Эксперты на него отвечают: такой механизм воздействия на иммунитет действительно применяется, правда, при лечении более серьезных, например, аутоиммунных заболеваний.Чтобы защитные клетки прекратили нападать на органы, их действие нужно притормозить. Логика есть, но действующего вещества для этого требуется намного больше, чем представлено в разрекламированных препаратах. Чтобы эффект действительно был, придется вводить эти вещества непосредственно в кровь! Получается, съеденная таблетка ничего не значит? Зачем подобные вещества нужны в противовирусных препаратах, честно говоря, не ясно.
Биолог, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой Александр Панчин разбирает в цифрах компоненты одного из таких препаратов. В инструкции написано: «антитела к гамма-интерферону человека, аффинно очищенные – 0,003 г». Мелким шрифтом добавлено: «активная форма с содержанием не более 10-16 нг/г действующего вещества».
Представляете? Концентрация – одна миллиардная доля, то есть в одной таблетке, вполне вероятно, не содержится даже одной молекулы действующего вещества. Что же тогда мы покупаем? Панчин поясняет: «За 200 рублей обеспокоенный родитель покупает ребенку 20 таблеток, состоящих из вспомогательных веществ: лактозы моногидрата (0,267 г), целлюлозы микрокристаллической (0,03 г) и магния стеарата (0,003 г). Иными словами, вы приобретаете молочный сахар по цене 37 400 рублей за килограмм».
В итоге, кстати, в организм поступают углеводы, которые вы и так получаете с пищей. Производители на такие суждения, разумеется, реагируют болезненно. Это понятно, ведь неудобные факты мешают рекламе препаратов, которая продолжает кричать, что перед нами универсальное лекарство от всех вирусов.
ИММУНОЛОГИ В ШОКЕ!
Что об играх с защитными механизмами думают иммунологи? Они, мягко говоря, не в восторге и пугают непредсказуемыми последствиями. Вот, например, кандидат медицинских наук, аллерголог-иммунолог Ирина Манина говорит: «Вы можете вместо благой цели слишком сильно повысить иммунную сопротивляемость. В итоге разломаете остатки своей работающей иммунной системы. Механизм действия многих препаратов неизвестен, как они работают, неизвестно, как они сработают на вас конкретно – тем более непонятно».
Особенно осторожными надо быть, когда речь идет о детях, для которых частые ОРВИ – обычное дело. Из родного дома малыши попадают в детский сад или школу, где иммунитет сталкивается с сотней незнакомых вирусов. Процесс налаживания отношений – это приобретение специфического иммунитета. Да, посредством болезней тоже. А таблетки могут сыграть злую шутку с неокрепшим организмом.
КОГДА НУЖНО ВМЕШИВАТЬСЯ В РАБОТУ ИММУНИТЕТА?
В рекомендациях Всемирной организации здравоохранения по лечению ОРВИ иммуномодуляторов нет. Более того, иностранные врачи приходят в ужас, когда узнают о российской моде на такие лекарства. На семинаре, посвященном способам лечения онкологии, мне удалось пообщаться с врачом-онкологом римской больницы «Сан Камилло – Форланини» Андреа Манкузо. Он долго не мог понять, о каких препаратах идет речь, а когда разобрался, сказал: «В Италии не лечат иммуномодуляторами простуду, и тем более невозможно даже представить себе, что в Италии человек сам пошел в аптеку покупать иммуномодуляторы». Там же мы обсудили этот вопрос и с руководителем онкологического центра ЦКБ № 2 им. Н. А. Семашко, врачом-онкологом Дмитрием Решетовым. Он поддерживает мысль о том, что место серьезных иммуномодуляторов – в лечении тяжелых болезней, таких как рак.
Специалисты в один голос твердят: таблеток для укрепления иммунитета не существует! Любой препарат – это вмешательство в слаженную, сложную работу системы, что при самолечении может вызывать страшные последствия, в том числе приводить к развитию аутоиммунных заболеваний.
Те, кто реально занимается вопросами коррекции иммунитета (и в онкологии, и в других областях), под иммуномодуляторами понимают большой спектр препаратов, которые действительно могут регулировать, стимулировать и даже подавлять иммунный ответ. Но если делать это бесконтрольно, то можно довести себя до злокачественных опухолей кроветворной системы.
Кстати, такая явная реклама лекарств, как у нас, в Европе запрещена. Там нет и массовой безрецептурной продажи. Плюс аптечные сети не имеют права конкурировать между собой по цене, что тоже защищает потребителей.
В общем, бизнес зажат в жесткие рамки, чтобы минимизировать самолечение. Да и врачи, нужно сказать, более законопослушны. В России, увы, нередко назначают препараты тех фирм, с которыми заключен контракт у больницы или с конкретным доктором.
ИММУНОМОДУЛЯТОРЫ НЕ СПАСУТ ОТ КОРОНАВИРУСА!
Кстати, если раньше всплеск покупок иммуномодуляторов приходился на весну и осень, то в 2020-м продажи пошли вверх с появлением нового вируса. Говорили (или как минимум намекали), что и его тоже вылечат иммуномодуляторы.
Я мог бы поиронизировать на этот счет, но тут не до смеха. Множество тяжелых и смертельных случаев, как теперь понятно, было связано с несвоевременным обращением к врачам, попытками самолечения. Тем более что коронавирусу присущ цитокиновый шторм – практически летальная реакция иммунной системы, которая в этот момент не просто активна, она перевозбуждена.
И теперь представьте, к чему может привести стимуляция естественной защиты – это все равно что подлить масла в огонь! Врачи в этом вопросе солидарны и рекомендуют в лечении использовать комплексный подход, который при легком течении болезни, когда вы наблюдаетесь дома, а не лежите в больнице, сводится к здоровому образу жизни и правильному питанию.
ЧЕМ ЛЕЧИТЬ ПРОСТУДУ?
Возвращаясь к вопросу повседневной важности: наука говорит, что при простуде нужны самые простые методы лечения.
Например, рекомендации английской Шропширской клинической комиссии содержат следующий список: «Отдыхай и спи, находись в тепле, пей много жидкости, полощи горло». Где лекарства, спросите вы? Они есть. Например, не запрещены жаропонижающие, такие как ибупрофен или парацетамол, и местные антисептики для горла и носа. Детям до шести лет не рекомендованы противоотечные средства. Если вы принимаете средство против кашля, говорят врачи, часто можно обойтись без жаропонижающих, потому что их некоторая доза уже содержится во многих противокашлевых препаратах. На этом все. Ученые из Института качества и эффективности здравоохранения Германии соглашаются: «Не существует средств, которые напрямую борются с «простудными» вирусами, но назальные спреи и обезболивающие, такие как ибупрофен и парацетамол, облегчают симптомы. Другие методы лечения либо недостаточно изучены, либо не имеют доказанной пользы».
В общем, простуда у кого-то через неделю, а у кого-то через семь дней проходит сама собой. Ничего, кроме отдыха, чтобы не отвлекать иммунную систему от работы, и обильного питья, чтобы не было обезвоживания, не требуется. В помощь – местные антисептики для горла и носа, жаропонижающее при необходимости и наблюдение доктора – он вовремя заметит осложнения. Так делает весь цивилизованный мир.
Отрывок из книги С. Малоземова
«Непробиваемый иммунитет»,
изд-во «Бомбора».
Фото: Adobe Stock