Центр критических состояний в Москве провел более 400 консультаций для врачей

МОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Более 400 консультаций провели в открытом в Москве два месяца назад Центре критических состояний. Он является единой диспетчерской, координирующей консультативную помощь специалистам отделений реанимации и интенсивной терапии и бригадам скорой помощи. О том, как устроена работа учреждения, узнал корреспондент ТАСС.

Центр критических состояний в Москве провел более 400 консультаций для врачей
© ТАСС

"В сутки у нас проходят до 12-15 взрослых пациентов, которые находятся в реанимационных отделениях. То есть это наиболее тяжелые пациенты, которые на грани между жизнью и смертью. <...> Больше 400 консультаций выполнено, есть определенные успехи", - сообщил ТАСС заместитель главного врача Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова по анестезиологии-реаниматологии, куратор Центра критических состояний Петр Давыдов.

По его словам, для работы с критическими пациентами специалисты центра подключают наиболее опытных реаниматологов взрослых и детских стационаров, в том числе главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения Москвы. Врач изучает медицинскую информацию о больном в ЕМИАС и ЕРИС, а затем проводит телемедицинскую консультацию по защищенному каналу, который не привязан ни к одной из общепринятых платформ.

"В центре на посту работает от двух до четырех человек - врач, фельдшер. Иногда в случае повышенной нагрузки мы можем призвать второго врача и фельдшера. Наши рабочие места зарезервированы под тех врачей-консультантов, которые не могут дежурить у себя в стационарах по каким-либо причинам. Можно сказать, что план "Б", - пояснил Давыдов.

Как рассказал ТАСС заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии №3 в больнице им. Юдина Давид Каллагов, есть ряд показаний, согласно которым дежурный доктор в стационаре подает заявку в центр. Для этого разработан определенный перечень критических состояний, по которым решение может приниматься в ходе консилиума. Например, если врач в стационаре затрудняется с постановкой диагноза, то он может обратиться в центр с заявкой. Там ее принимают и обрабатывают.

"В городе у нас есть 10 стационаров, врачи которых являются внештатными сотрудниками Центра критических состояний. У врача есть доступ к данным единой цифровой платформы, куда он при необходимости заходит, а потом связывается с тем доктором, который запросил помощи, и уже они вместе принимают решение. У нас есть технические возможности посмотреть на пациента онлайн с помощью шлема, но в случае необходимости врач-консультант сам может выехать на место, чтобы присутствовать очно", - сказал он.

Современные технологии

Видеоконсультации проходят с помощью шлема, в котором есть камера, микрофон и система голосового управления. Доктор, которому нужен совет, надевает его и в голосовом режиме запрашивает диспетчера-врача Центра критических состояний. Диспетчер видит этот запрос и переключает сигнал на дежурного анастезиолога-реаниматолога, затем проводится видеоконсилиум. После беседы врач-консультант готовит протокол с информацией по дальнейшему ведению пациента. Планы развития центра критических состояний включают внедрение автоматического мониторинга состояния пациентов, находящихся в реанимации.

"Можно сказать, что это практически очное присутствие консультанта. При необходимости эксперт может попросить врача, чтобы он подошел поближе к аппаратуре, чтобы посмотреть какие-то тонкие настройки. Можно даже в режиме онлайн провести анализы и получить результаты, чтобы предпринять незамедлительные действия, необходимые для спасения этого человека", - пояснил Давыдов.

Как уточнил ТАСС один из диспетчеров, консультации проводятся в том случае, если человек действительно находится в критическом состоянии и остро нуждается в помощи. Бывает, что нужно подключить токсикологов, гематологов или других специалистов узкого профиля.

Также к консультациям можно привлечь и главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения Москвы. В таком случае врач-консультант может либо обратиться дополнительно за помощью к ним прямо во время консилиума - если случай экстренный и неординарный, либо отправить отчет о проведенном обсуждении уже после нее для того, чтобы держать главного специалиста в курсе ситуации. "Вот такая система позволяет все наши мощнейшие городские ресурсы направить на спасение людей, которые в этом нуждаются. Ни один пациент не остается без внимания", - подчеркнул Давыдов.

По словам Каллагова, на виду у специалистов находятся все пациенты Москвы в крайне тяжелом состоянии.

"Однозначно внедрение современных технологий в медицину - это огромный плюс. <...> Врачи находятся в постоянном контакте с разработчиками. Мы вносим свои предложения, по ним вносят корректировки. Врачи все больше в это втягиваются. Мы идем в ногу друг с другом", - заключил Каллагов.