Как поддерживать позитивный фон на работе? Советы психологов
Тот факт, что мы проводим в рабочем коллективе большую часть своего времени, а может, и жизни – неоспорим. Как сделать совместное рабочее время приятным, радостным и продуктивным, рассказали опрошенные Mir24.tv психологи.
Позитивный настрой
Настроение в любом коллективе зависит от каждого из нас, и в наших силах его создавать, начиная с себя. Самое важное начинается еще до прихода в коллектив: это полноценный сон, питание, умеренная физическая нагрузка. Так вы поддерживаете себя в тонусе, стимулируете выработку гормонов, которые поддерживают настроение и устойчивость к стрессам. Нужно начинать с себя, чтобы иметь силы и ресурсы делиться с другими, говорит Ольга Липина, директор по управлению персоналом компании Rights Business Standard.
Создавать позитивный настрой можно с самого утра, зайдя в офис и поздоровавшись с коллегами с улыбкой. Это уже создаст хороший настрой на день, а коллеги рано или поздно начнут «зеркалить» улыбку вам.
Благотворно на эмоциональный фон в коллективе действует и простая забота о коллегах: угостить, сделать комплимент, спросить, «как ваши выходные?» и «как дела?», причем улучшается настроение и у того, кто проявляет заботу и участие и у тех, о ком позаботились, советует Липина.
Главное – это быть открытыми к диалогу. В период перемен и нестабильности именно на руководителей и лидеров мнений ложится основная нагрузка. От их состояния и настроения зависит общая атмосфера в командах бизнеса. Важно быть честными, стараться максимально поддержать команду, подбадривать и сопровождать в сложных проектах и задачах. Внимание, правильные советы и наставничество – вот три составляющих успеха сегодня. Все напряжение и негатив нужно оставить за пределами рабочих встреч, чтобы стабилизировать микроклимат, отмечает заместитель генерального директора компании «Группы Т1» Екатерина Мелентьева.
По ее словам, вопрос доступности информации также выходит на первый план. Стресс в условиях неопределенности растет в геометрической прогрессии. Поэтому говорить с сотрудниками, открыто обсуждать, что происходит с компанией, какие есть планы – критически важно. Причем информирование сотрудников должно быть регулярным и более частым, чем в спокойные времена.
Практические шаги к продуктивной работе
Психолог Марина Никонова рекомендует несколько простых приемов, которые помогут сохранять и настраиваться на позитивный лад, сохранять продуктивность и эффективность своей работы на протяжении всего рабочего дня.
Сонастройка с рабочим днем. Как только вы пришли на работу, не торопитесь приступать к задачам. Даже если вы не очень пунктуальны, а тем более, если вы не очень пунктуальны и приходите ровно или с опозданием к началу рабочего дня – вам этот метод просто необходим. Сонастройка – это маленькие ритуалы в начале рабочего дня, которые помогают не просто настроиться на работу, но и соединиться с пространством рабочего кабинета, коллег и всего, что вас окружает. Что может входить в такие ритуалы:
протереть пыль на своем столе (а может, и столе коллеги – если он не против – это будет еще и забота о нем, что создаст дружественный фон для вас обоих); полить цветы (если таковые имеются); разложить бумаги по местам (если вы этого не делали в конце рабочего дня), или же наоборот – приготовить нужные бумаги и папки для работы на сегодняшний день; налить себе чай или кофе. Можно заодно и коллеге (если он желает); написать план на день, структурировать письменно свою работу; спросить у коллег – как они добрались? Как выспались? Это простые вопросы, не затрагивающие личные дела каждого, но настраивающие на позитивный рабочий лад.
Болтать «по расписанию». Хорошо, если в компании выстроена уже кадровая политика и есть специально выделенные минуты для «чайной паузы», во время которой коллеги обычно общаются, отдыхают (хорошо, если еще это происходит в другом помещении). Если же такого нет – лучше внедрить себе такие «негласные» перерывы. Их должно быть всего два: в первой половине дня (около 11:00) и во второй (около 16:00).
Когда мы находимся в помещении с несколькими людьми, то каждый может начать разговаривать о погоде, когда ему вздумается. Таким образом, можно весь день потратить на разговоры. А если выделять по 15 минут на отдых и проветривание, то это же время можно использовать и на «поболтать». Вы сами можете выступить таким негласным инициатором.
Каждый день в одно и то же время предлагайте коллегам проветрить помещение, налить чай, просто начните спрашивать, как идут дела. Всю эту процедуру умещайте в 15 минут, а потом смело возвращайтесь к своим рабочим делам. Старайтесь сами коллег в другое время не отвлекать и не поддерживать их разговоры. Так вы поможете и себе, и другим быть более продуктивным.
Не мешайте «личное» и «рабочее». Встречаются коллективы, в которых люди не просто вместе работают, но и крепко дружат. Но все же – психологически – это работе мешает. Да, вы можете дружить с коллегами, но тогда дела сердечные и семейные оставляйте на внерабочее время. На работе лучше обсуждать более формальные и общие темы. Это убережет вас от проблем, будет помогать поддерживать доброжелательность и лояльность в коллективе.
Уважайте мнение других. Помните, что на работе – вы в первую очередь – работаете. Вы туда ходите не убеждать других в своей правоте «по жизни» или спорить о взглядах на политику или судьбу человека. У каждого может быть свое мнение, и именно этим ценен каждый человек. Разрешайте другим остаться при своем мнении. Не доводите обсуждения до бурных споров. Это все равно ни к чему хорошему не приведет.
Приятности на праздники. Этот пункт – залог успеха любого коллектива для совместной продуктивной работы. И именно вы можете выступить таким гарантом этой самой продуктивности. Делайте приятности коллегам на праздники. Что-то очень простое, не затратное, но то, что будет дарить внимание каждому. Например, на Новый год распечатайте каждому пожелание и положите на стол в начале рабочего дня.
Такие же пожелания или сладости можно дарить коллегам на 8 марта или 23 февраля. На день рождения коллег сочините стих (или просто скачайте в Интернете). Это не требует финансовых затрат, но создает атмосферу праздника, поднимает настроение всем. А самое главное покажет, что коллектив вам не безразличен – и люди будут это ценить, добавляет Никонова.