Лекарство от старения: пустой магнит для инвесторов или реальное средство для бессмертия?
Кто создаёт препарат от старения?
За разработку средства от смерти взялся стартап Altos Labs. Он появился в январе 2022 года. На инвестиционные средства компания уже начала работу и наняла серьёзных специалистов, в числе которых — нобелевские лауреаты за выдающиеся достижения в области химии: Дженнифер Дудна, Фрэнсис Арнольд, Дэвид Балтимор, Хуан Карлос Исписуа Бельмонте и другие. Управляет компанией бывший руководитель Национального института рака, соучредитель Juno Therapeutics (разработчик лекарства от рака) и Grail (разработчик тестов на рак) Ричард Клауснер.
Общая цель специалистов — не чудо-пилюля, а репрограммирование клеток организма и их возвращение в состояние стволовых. Иначе говоря, учёные пытаются найти и воплотить в жизнь способ омолаживать клетки до состояния эмбриона. В перспективе, в теории, это приведёт не только к долголетию, но и избавит от абсолютно всех болезней.
Как это работает?
Сам метод омоложения клеток был открыт ещё в 2006 году японским учёным по имени Синъя Яманака. Он, разумеется, тоже входит в состав сотрудников Altos Labs. С тех времён особого продвижения по коммерциализации или развитию открытия не было, как и понимания, насколько это безопасно для человеческого организма. Решение именно этого вопроса входит в число приоритетных в работе стартапа. Результатом должно стать конкретно продление активной жизни здорового человека, а увеличение долголетия при этом даже не считают задачей — это рассматривают, как возможный побочный эффект и последствие «омоложения».
Как работает технология? Грубо говоря, это очень похоже на откат любого гаджета к заводским настройкам: при добавлении в клетку четырёх белков-регуляторов гены можно «обнулить» — они возвращаются в молодую форму стволовых клеток. Это сырьё для вообще всего в организме: ткани, органы, окончания и нервы формируются из стволовых «кирпичиков». Получается, что обновлённые клетки теряют весь накопленный мусор, повреждения и болезни, начинают заново делиться, буквально предотвращая процессы старения.
Это всё только в теории?
Не будь прикладных экспериментов, Яманаки бы не стал нобелевским лауреатом. Свои опыты он проводил на лабораторных мышках. Конечно, успех был переменный: некоторые из подопытных вырастили неприятные опухоли, но у многих испытуемых организм действительно проявил чудо науки: перепрограммирование привело к омоложению тканей, остановке редких генетических заболеваний (включая преждевременное старение — прогерию), быстрому заживлению ран и мышц и даже восстановлению печени после агрессивных препаратов.
Критика
Несмотря на бешеные стартовые темпы, миллиарды долларов инвестиций и серьёзный пиар, многие специалисты относятся к Altos Labs скептически. Во многом это связано с тем, что стартап сравнивают с Calico Labs — компанией, которая занимается аналогичными исследованиями. Она тоже получила многомиллиардные инвестиции на старте в 2013 году — подробнее о ней ниже. В основном скептики приводят факт, что за практически десятилетие заметного прогресса так и не произошло.
Основатель компаний Insilico Medicine и Deep Longevity, адъюнкт-профессор Института Бака по исследованию старения Алекс Жаворонков, допускает, что результаты будут, но не ранее, чем через 7-10 лет. Юрий Дейгин вице-президент фонда «Наука за продление жизни» и CEO компании Youthereum Genetics прогнозирует более сжатые сроки, но тоже отмечает, что потребуется очень много времени на инфраструктуру и раскачку.
Насколько это доступно
А вот тут оптимизма нет. По всем признакам, вряд ли в обозримом будущем победа над старостью будет доступна простым людям. Бессмертие и сопутствующие прелести останутся привилегией для очень богатых людей.
Об этом говорит опыт всё той же Calico Labs. По сути, Altos сейчас полностью повторяет её путь. Созданная одним из основателей Google Ларри Пейджем Calico точно так же нанимала знаменитых учёных, собирала баснословные бюджеты и работала над геномом. До реальных испытаний до сих пор не дошло, а если и дойдёт, и они будут успешными, доступ к открытию будет исключительно у инвесторов. Учитывая, что акции предприятия за последние пять лет выросли на 207%, крайне сомнительно, что можно легко влиться в тёплую компанию попечителей разработок.
Так или иначе, пока нет существенных продвижений в исследовании вопросов старения и долголетия, рассуждать о чём-то бессмысленно. На текущем этапе есть только одна по-настоящему хорошая сторона: интерес к теме о богатых мира сего есть, и очень горячий, а это означает, что как минимум попытки репрограммировать клетки организма не будут топтаться на одном месте.